Итоги юбилейного года и Четвёртый антимонопольный пакет: в Амурском УФАС России состоялась пресс-конференция руководителя управления Александра Дегодьева

Сегодня в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Амурской области состоялась пресс-конференция руководителя управления Александра Дегодьева.

В своём выступлении Александр Сергеевич отметил важность и значимость в истории службы уходящего 2015 года, который ознаменовался 25-летием антимонопольного регулирования в России.

Руководитель управления проинформировал журналистов об основных новеллах Четвёртого антимонопольного пакета (изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации), которые вступают в силу 5 января 2016 года.

«Эта реформа призвана повысить эффективность работы ФАС России и ослабить административное давление на бизнес. Значительно расширяется сфера применения таких институтов как предостережение и предупреждение, конкретизированы различные формы недобросовестной конкуренции. Кроме того, законом внесены изменения в части оптимизации деятельности антимонопольного органа и порядка рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства», - подчеркнул в своём выступлении Александр Дегодьев.

В новой редакции Закон «О защите конкуренции» также предусматривает повышение ответственности должностных лиц органов власти за действия, связанные с ограничением или устранением конкуренции. Так, законом расширен перечень лиц, которым может быть направлено предостережение. В этот перечень включены и должностные лица органов власти – федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, участвующей в предоставлении государственных и муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда. Ещё одно из существенных изменений – из статьи 5 Закона «О защите конкуренции» исключена часть о том, что доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта с долей менее 35 процентов, кроме случаев коллективного доминирования. Что касается реестра лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше 35 процентов, то с 5 января 2016 года он отменён.

В завершение Александр Сергеевич обратил внимание журналистов, что 5 сентября 2015 года в регионах стартовала проконкурентная реформа: Председатель Правительства РФ подписал Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. От предыдущей версии Стандарт отличается цифрами – в нем заложены целевые показатели. «Руководителям регионов нормативно установлена обязанность по развитию конкуренции в регионах, - отметил А.С. Дегодьев.

 

В планах по дальнейшей модернизации антимонопольного регулирования – смена тарифного регулирования, упразднение закона «О естественных монополиях», внедрение «параллельного импорта» и системы коллективных исков. Все эти задачи станут основой для будущего «пятого антимонопольного пакета».

 

Руководитель Амурского УФАС России также ответил на все интересующие представителей СМИ вопросы, касающиеся итогов деятельности управления.

 

Итоги деятельности Амурского УФАС России за 2015 год

 

В сфере антимонопольного контроля

В 2015 году в Амурском УФАС России  поступило 423 заявления по признакам нарушения требований антимонопольного законодательства (Закон «О защите конкуренции»).

По результатам рассмотрения заявлений Амурским УФАС России в 2015 году возбуждено 61 дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выдано 17 предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, позволяющих добровольно прекратить нарушение без применения мер административной ответственности, из них 10 предупреждений выполнено в установленный срок.

Более 25 дел завершены с выдачей предписаний об устранении нарушений, 17 из которых исполнены в установленный срок или после привлечения к административной ответственности за неисполнение предписания, из оставшихся большая часть находятся в стадии исполнения.

К административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства за истекший период привлекались должностные лица органов местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, в том числе относящиеся к субъектам естественных монополий.

В 2015 году должностными лицами управления рассмотрено 68 дел по профильным статьям КоАП РФ, по вынесенным постановлениям взыскано штрафов на сумму 6 286 000 рублей, в том числе 2 588 100 рублей – оборотные штрафы.

В качестве примеров «громких» дел, имеющих большой общественный резонанс, можно привести следующие дела:

1)                Дела в отношении ООО «Росгосстрах»:

- № А-10/29 2015 по факту неприменения коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев (КБМ). Действия ООО «Росгосстрах» признаны нарушающими пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2015 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»). Страховой компании выдано предписание об устранении нарушения, сведения о выполнении которого компанией представлены в Амурское УФАС России;

- № А-10/51 2015 по фактам навязывания невыгодных условий по ОСАГО по пункту 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» (рассмотрение 29.12.2015). До возбуждения дела страховой компании в соответствии со статьей 39.1 Закона «О защите конкуренции» выдано предупреждение о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства. ООО «Росгосстрах» отчиталось о выполнении предупреждения, однако жалобы по фактам навязывания продолжили поступать и поступают до настоящего времени. В связи с невыполнением предупреждения и поступающими обращениями граждан по аналогичным фактам возбуждено данное дело;

- № А-14/58 2014 по фактам заключения договоров ОСАГО при отсутствии диагностической карты. Действия ООО «Росгосстрах» признаны нарушающими пункт 2 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции», обществу выдано предписание о прекращении подобной практики и перечислении в федеральный бюджет незаконно полученного от осуществления данной деятельности дохода в размере 30 260 218 рублей. Решение и предписание обжалованы страховой компанией в арбитражном суде. По результатам рассмотрения дела в двух инстанциях решение и предписание оставлены в силе. Обществу надлежит исполнить выданное Амурским УФАС России предписание.

 2) Дело № А-14/15 2015 в отношении ООО «Инфосервис» по факту осуществления пассажирских перевозок (организация службы такси «Maxim») с нарушением требований законодательства. Действия общества признаны нарушающими часть 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции», обществу выдано предписание прекратить недобросовестную конкуренцию путем обеспечения перевозок легковым такси лицами, имеющими соответствующее разрешение. Решение и предписание Амурского УФАС России находятся в стадии обжалования в арбитражном суде Амурской области. Вместе с тем позиция прокуратуры г. Благовещенска о незаконности осуществления данной деятельности такси «Maxim» поддержана Благовещенским городским судом и в апелляционной инстанции Амурским областным судом.

Контроль в сфере закупок

В 2015 году Амурским УФАС России рассмотрено 60 жалоб участников закупок по порядку, установленному статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», из них 51 жалоба на нарушение требований Федерального закона        № 223-ФЗ о закупках отдельными видами юридических лиц.

90 жалоб было рассмотрено о нарушении Федерального закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Помимо рассмотрения жалоб,  проведено 60 плановых и внеплановых проверок размещений закупок, в ходе которых проверены 496 закупок товаров, работ, услуг для нужд заказчиков. Выявлены 223 закупки, размещенные с нарушением закона.

Выдано 98 предписаний об устранении нарушений.

115 должностных лиц заказчиков привлечены к административной ответственности.

За нарушение законодательства о закупках на виновных должностных лиц наложено 1050 тысяч рублей штрафов. Взыскано в бюджет 810 тысяч рублей  штрафов.

В правоохранительные органы и органы прокуратуры направлено 3 материала  о действиях должностных лиц заказчиков, содержащих признаки уголовно наказуемых преступлений. По ним ведется следствие.

Осуществляется контроль и за расходованием бюджетных средств, направленных на строительство космодрома «Восточный». По всем фактам выявленных нарушений информация передавалась в органы прокуратуры Амурской области.

В реестр недобросовестных поставщиков включено 47 хозяйствующих субъектов.

С июля 2015 года антимонопольный орган начал ведение реестра недобросовестных участников аукционов на заключение договоров аренды земельных участников. Два участника таких аукционов по решению антимонопольного органа включены в отчетном году реестр недобросовестных участников.

Проблемными сферами по-прежнему остаются строительство, включая дорожное, здравоохранение и ЖКХ.

Наиболее ярким примером пресечения нарушений были два дела по жалобам участников закупок  о нарушениях администрацией г. Белогорска законодательства о контрактной системе при строительстве Центра культурного развития в г. Белогорске.  По предписанию антимонопольного органа данная закупка была отменена.

Контроль в сфере рекламы

Принято решений по делам, возбужденным по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  (Закон «О рекламе») – 15.

Вынесено постановлений о назначении административного наказания по делам об административном правонарушении – 15.

Сумма административного штрафа составила – 1466 тысяч рублей.