В Амурском УФАС России состоялась пресс-конференция

11 августа 2016 года в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Амурской области состоялась пресс-конференция на тему: «Итоги работы Амурского УФАС России за I полугодие 2016 года и новое в законодательстве».

 

Врио руководителя Амурского УФАС России Наталья Васильевна Горячева  в своем выступлении проинформировала журналистов об основных изменениях действующего законодательства для субъектов малого предпринимательства, в части смягчения антимонопольных требований к отдельным категориям хозяйствующих субъектов.

Так, Федеральным законом от 03.07.2016 №264-ФЗ установлено, что не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем  которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает 400 миллионов рублей.

Вместе с тем, для этого правила установлены исключения, в соответствии с которыми иммунитеты не предоставляются:

- хозяйствующему субъекту, входящему в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 Федерального закона «О защите конкуренции»;

- финансовым организациям;

- субъектам естественных монополий;

- хозяйственным обществам, в уставном капитале которых имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Наталья Горячева отметила, что статистика антимонопольных дел будет изменяться в связи с вступлением вышеуказанных изменений законодательства и некоторые дела будут прекращены.

Речь идет об индивидуальных предпринимателях, выручка которых за год не превышает 400 млн. рублей.

 

Новыми изменениями установлено: внеплановая выездная проверка в отношении субъекта малого предпринимательства проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности субъекта.

 

Также Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - введена новая статья 4.1.1., предусматривающая замену административного наказания в виде штрафа предупреждением.

В отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, впервые допустивших отдельные правонарушения, выявленные в ходе осуществления государственного (муниципального) контроля (надзора), административный штраф может быть заменен на предупреждение.

При этом административный штраф не подлежит замене на предупреждение в случае совершения правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33 (злоупотребление доминирующим положением), 19.5 (неисполнение законного предписания антимонопольного органа), 19.8 (непредоставление сведений антимонопольному органу).

Предупреждение применяется при совокупности следующих условий:

- совершение административного правонарушения впервые;

- отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства, при отсутствии имущественного ущерба.

 

Федеральным  законом от 03.07.2016 № 273-ФЗ внесены соответствующие изменения в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Данные изменения согласуются с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О защите конкуренции», и предусматривают распространение антимонопольных требований только на торговые сети и поставщиков (их группы лиц) выручка которых от реализации товаров за последний календарный год  превышает 400 млн. рублей.

 

 

Итоги деятельности Амурского УФАС России за I полугодие 2016 года

 

В сфере антимонопольного законодательства.

Для установления признаков нарушения антимонопольного законодательства  Амурским УФАС России рассмотрено 170 обращений (в иные периоды эта цифра доходила до 300 обращений).

Снижение связано с тем, что с 1 января этого года из сферы рассмотрения антимонопольного органа исключили рассмотрение  жалоб физических лиц на хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарном рынке. К примеру, в  прошлом году в Амурское УФАС России поступало множество жалоб от граждан, которым отказывают в принятии в эксплуатацию приборов учета воды,  электроэнергии, а также по вопросам заключения договоров ОСАГО.

«С этого года с подобными жалобами жители области должны обращаться в Управление Роспотребнадзора, государственную жилищную инспекцию, Центральный Банк России» - подчеркнула в своём выступлении Наталья Васильевна.

 

В первом полугодии 2016 года Амурским УФАС России возбуждено 20 антимонопольных дел (в первом полугодии 2015 года – 19).

Основными статьями, по которым возбуждены дела, являются:

ст. 10 Закона «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке);

ст. 14 (недобросовестная конкуренция);

ст. 15 (действия органов власти, ограничивающие конкуренцию).

С принятием «четвертого антимонопольного пакета», который расширил институты выдачи предупреждения и предостережения, изменился механизм возбуждения дел. Теперь дела в отношении органов власти возбуждаются только, если они не исполнили предупреждения антимонопольного органа о прекращении действий, содержащих признаки нарушения Федерального закона «О защите конкуренции».

За отчетный период почти в четыре раза выросло количество выданных предупреждений - с 9 в 2015 до 40 в 2016 году. В установленный срок 21 предупреждение уже исполнено.

Больше всего предупреждений - 32 за первое полугодие 2016 года Амурским  УФАС России выдано по статье 15 Федерального закона «О защите конкуренции» (запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов власти).

В разрезе рынков выдача предупреждений выглядит следующим образом: жилищно-коммунальное хозяйство  - 10, операции с недвижимым имуществом, включая землю  - 16, теплоснабжение  - 4, иные  - 10.

 

В сфере контроля закупок.

В результате проведения контрольных мероприятий в виде плановых и внеплановых проверок Амурским УФАС России проверено 643 закупки, за тот же период 2015 года эта цифра составила 102.

В первом полугодии 2016 года в Амурское УФАС России поступило 119 жалоб на закупки (в первом полугодии 2015 года – 69). Чаще всего жаловались на муниципальных заказчиков – 81 жалоба. Количество жалоб на областных заказчиков составило 15, а на федеральных – 23.

Стоит отметить низкую долю обоснованных жалоб из общего числа поступивших  – 19.

Остальные жалобы были либо возвращены - 19,  либо отозваны - 1, либо признаны необоснованными – 80 (в первом полугодии 2015 года – 24).

В целях минимизировать количество лиц, подающих заявки на участие в процедурах размещения заявок, заказчиками допускаются следующие нарушения:

- предъявление к качественным характеристикам и физическим свойствам материалов, используемых при выполнении работ, нестандартных требований, не предусмотренных нормативно-техническими документами (ГОСТами);

- неправомерное отклонение первой части заявки участника закупки;

- неопубликование на сайте закупок в установленные законом сроки документов, подлежащих такому опубликованию и др.

Несмотря на то, что в последнее время процент исполнения предписаний в сфере закупок достиг 100%, в июне текущего года были внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ, согласно которым повторное неисполнение должностным лицом предписания антимонопольного органа в сфере закупок будет наказываться дисквалификацией сроком на один год.

По мнению ФАС России, ужесточение мер ответственности за нарушение в сфере госзакупок поможет исключить возможности для действий недобросовестных заказчиков во время прохождения всего процесса закупки, начиная с планирования и заканчивая приемкой.

Также в отчетном периоде Амурским УФАС России рассмотрено 17 обращений государственных заказчиков о внесении недобросовестных поставщиков в реестр. По результатам рассмотрения 14 поставщиков внесены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года (за такой же период 2015 года 36). 

 

В сфере рекламного законодательства

Не остается без внимания антимонопольной службы и сфера рекламы. За отчетный период было проведено 13 проверок,  возбуждено  9 дел (в первом полугодии 2015 года - 10 дел) по факту нарушения закона «О рекламе».

Рассмотрено обращений о нарушении закона о рекламе 26 (в 1 полугодии 2015 года 32).

 

Административная ответственность

За первое полугодие 2016 года Амурским УФАС России применено штрафов на сумму 2 млн. 697 тыс.руб. (в первом полугодии 2015 года –11,7 млн.руб.). Снижение примененных штрафов напрямую связано с изменением федерального законодательства в части реализации механизма предупреждений.

 Штраф применяется только в случае невыполнения предупреждения антимонопольного органа.

Основная доля штрафов приходится на хозяйствующие субъекты, допустившие нарушения антимонопольного законодательства на таких товарных рынках как жилищно-коммунальное хозяйство (355 тыс.), теплоснабжение (300 тыс.), электроснабжение (275 тыс.), автомобильный транспорт (262 тыс.), водоснабжение (200 тыс.).

За нарушения законодательства, регулирующего сферу государственных закупок, было наложено 596 тыс. руб. штрафов (в первом полугодии 2015 года –990 тыс. рублей).

Сумма штрафов за нарушение законодательства о рекламе составила 214 тыс.руб.

Процент взыскиваемости штрафов составляет 79%.

Амурским УФАС России активно применяются положения ст. 20.25 КоАП РФ, когда в случае неуплаты штрафа должник уплачивает штраф в двойном размере.

 

Кроме того, Наталья Васильевна ответила на все интересующие вопросы представителей СМИ, касающиеся итогов деятельности управления, контроля торговых сетей и управляющих компаний, внесения и нахождения организаций в реестре недобросовестных поставщиков.

В завершении выступления Наталья Горячева обратила внимание журналистов на открытость антимонопольного ведомства: «Информация о контрольных мероприятиях, отчетности, разъяснениях размещается в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте ФАС России и на сайте Амурского УФАС России по адресам: www.fas.gov.ru; www.amur.fas.gov.ru».