Заказчик должен проверять действительность свидетельства СРО, представленного в составе заявки

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В случае, если предметом закупки являются работы в отношении объектов капитального строительства, включенные в перечень утвержденный Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624 (по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства), заказчиком обязательно должно быть установлено требование к составу заявки на участие в такой закупке о наличии свидетельства саморегулируемой организации (далее – СРО) по этим видам работ.

Данное условие обусловлено требованиями пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Частью 18 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что сроки начала и прекращения действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определяются со дня внесения саморегулируемой организацией в реестр членов саморегулируемой организации соответственно сведений о выдаче свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к указанным работам и сведений о прекращении действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к указанным работам, за исключением случая, предусмотренного частью 19 настоящей статьи.

Порядок ведения реестра членов саморегулируемой организации определен статьей 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон о СРО).

Так, в соответствии с указанной нормой закона реестр членов саморегулируемой организации представляет собой информационный ресурс, соответствующий требованиям настоящего Федерального закона и содержащий систематизированную информацию о членах саморегулируемой организации, а также сведения о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации.

Лицо приобретает все права члена саморегулируемой организации с даты внесения сведений о нем в реестр членов саморегулируемой организации.

Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе в части соответствия требованиям, установленным документацией об аукционе (ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе), а также проверяет соответствие участников закупки, требованиям части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (ч. 8 ст. 31 Закона о контрактной системе). Данная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа  от 31.07.2015 № Ф03-2519/2015.

Проверка достоверности сведений, указанных в поданных на участие в аукционе заявках в силу требований вышеназванных норм является обязанностью аукционной комиссии заказчика.

Сведения о членстве СРО и наличии действующего свидетельства СРО на допуск к определенным видам работ являются открытыми и официальными, аукционная комиссия обязана проверять данные сведения на официальном сайте саморегулируемой организации в отношении всех участников закупки, представивших такие свидетельства.

Следует отметить, что необоснованный допуск к участию в торгах является административным правонарушением и влечет для каждого члена комиссии, принимавшего решение в отношении заявки, незаконно признанной соответствующей требованиям документации и закона штраф в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 000 рублей и не более 30 000 рублей (ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ).

Признание победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, что так же относится к каждому члену комиссии влечет наложение административного штрафа в размере 50 000 рублей (ч. 7 ст. 7.30 КоАП РФ).