Анатолий Голомолзин об аспектах конкурентной политики в цифровой экономике

«Изменения оборота товара, связанные с внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), изменили существующие рынки и создали новые, на которых полезная стоимость создается путем сбора, обработки и предоставления информации, включая телеметрические данные».

 

Об этом рассказал заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин на Международной конференции «Практики использования стандартов IАТА (Международной ассоциации воздушного транспорта) по обмену информацией на ключевых этапах заправки ГСМ воздушного судна в РФ», которая состоялась 29 марта 2017 года. Он освятил вопросы, связанные с цифровой экономикой как в целом, так и применительно к вопросам авиации и авиатопливообеспечения.

 

Ценность сбора, обработки и визуализации информации обусловило появление нового участника на рынках – агрегаторов (рынки оптовой и розничной торговли, страхования, образования, перевозок, туристических услуг, другие), причем часто одно и то же лицо является «агрегатором» на разных рынках.

 

В сфере авиационной деятельности имеют место: переход на электронный документооборот, автоматизация технологических процессов, изменения в системе организации хозяйственной деятельности и рыночных отношений. Характерным для цифровой экономики является широкое использование электронных платформ, Больших Данных (big data), большой аналитики, цифровых алгоритмов.

 

На транспорте широко применяются системы динамического ценообразования, системы бронирования билетов. По словам замруководителя ФАС России, «антимонопольные органы ведут работу, направленную на то, чтобы сделать объективными индикаторы цен, формируемых на подобных платформах и на рынке авиаперевозок в целом. Речь идет о подготовке предложений по индикаторам цен на основе котировок сопоставимых рынков на базе первичной информации о реальных продажах авиабилетов».

 

«Существенные изменения произошли на рынке авиатоплива и авиатопливообеспечения. Эти рынки стали конкурентными, авиакомпании имеют возможность приобретать авиатопливо у различных поставщиков по разным каналам сбыта, в том числе по прямым договорам от нефтяных компаний и по биржевым котировкам по топливу, реализуемому на бирже с использованием современных электронных процедур торгов с удаленным доступом, стандартизированными продуктами и системами обеспечения платежей за поставленное топливо», - подчеркнул докладчик.

 

Электронные технологии несут несомненные блага для экономики, но в то же время в условиях цифровизации экономики, как никогда ранее, важно обеспечить развитие конкуренции на значимых, приоритетных товарных рынках во взаимосвязи с развитием ИКТ.

 

«Понимая глобальный и объективный характер развития процессов цифровизации, необходимо выстраивать системную политику, которая способствовала бы развитию конкуренции на рынках и усилению конкурентоспособности экономики», - заявил Анатолий Голомолзин.

 

По его словам, к основным направлениям развития относятся: гармонизация законодательства и нормативно-технической базы в области ИКТ; формирование общего информационного пространства – электронного пространства доверия; обеспечение информационной безопасности.

 

«Одновременно, антимонопольные органы совершенствуют и практику свой работы. Мы умеем выявлять и пресекать масштабные нарушения в сфере новых цифровых технологий. Это касается и деятельности глобальных игроков мировых рынков, и новых форм правонарушений, в том числе пресечение сговоров на электронных торговых площадках», - подытожил свое выступление Анатолий Голомолзин.

 

 

http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=49547