НОВОЕ В АНТИМОНОПОЛЬНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ НА РЫНКЕ БАНКОВСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Изменения в условия, согласно которым соглашения между кредитными и страховыми организациями признаются допустимыми, вступили в силу

Этой теме начальник отдела страхового рынка Управления контроля финансовых рынков ФАС России Наталия Николаева посвятила свое выступление 23 ноября 2017 года на 8-ой Ежегодной конференции «Банкострахование в России и СНГ», организованной компанией Uniglobal.

Прежде всего, Наталия Николаева сообщила об утверждении 10 мая 2017 года согласованной с Банком России «Дорожной карты», направленной на развитие конкуренции на рынке финансовых услуг.

Основным вопросом, на котором остановилась спикер, стало внесение в мае текущего года изменений в Общие исключения в отношении соглашений между кредитными и страховыми организациями1 (далее – Общие исключения).

Как пояснила представитель антимонопольного ведомства, цель внесения изменений в этот документ – это целесообразность дальнейшего повышения прозрачности взаимодействия банков и страховщиков при страховании рисков заемщиков, сокращение возможности злоупотребления ими своими правами в рамках организации такого взаимодействия, а также в целом сокращение издержек на поддержание этого взаимодействия.

По словам Наталии Николаевой, проводящиеся ФАС России исследования взаимодействия кредитных и страховых организаций, позволили выявить ряд характерных несоответствий Общим исключениям, которые допускают банки при установлении требований к страховщикам и условиям предоставления страховой услуги.

Рассказывая о таких несоответствиях, начальник отдела страхового рынка ФАС России выделила, в том числе, следующие: предъявление к страховщикам требований, которые не имеют отношения к оценке их финансовой устойчивости и платежеспособности, а также требований, которые прямо отнесены Общими исключениями к недопустимым, например, в виде дополнительных или корректирующих общую оценку страховщиков требований (такие как уровень деловой активности, отсутствие задолженности перед бюджетом независимо от размера задолженности, наличие кредитных рейтингов, наличие филиальной сети); несоблюдение ограничений по периодичности проверок страховщиков; установление обязанности страховщиков представлять в банк для проверки документы, в которых отсутствует необходимость, в том числе, ввиду общей доступности таких документов или отсутствия у банка соответствующих требований (в том числе правоустанавливающие документы в нотариально заверенных копиях), и прочие несоответствия.

Далее Наталия Николаева отметила, что «анализ поступающих в антимонопольные органы обращений и правоприменительной практики показывает, что в настоящее время сохраняет актуальность проблема навязывания кредитными организациями дополнительных услуг по добровольным видам страхования». Из 118 жалоб, поступивших в ФАС России на действия банков и страховщиков, 93 из них поданы на навязывание договора страхования при оформлении кредита.

Для создания дополнительных механизмов решения данной проблемы ФАС России подготовила предложения по внесению изменений в ФЗ «О потребительском кредите (займе)», которые предусматривают, в том числе, право заемщика на выбор внесения платежа за дополнительные услуги за счет кредита или своих средств и обязанности кредитора указывать на наличие такого права у заемщика в кредитных документах, а также на право заемщика в определенный срок с даты получения кредита на оплату услуг по страхованию отказаться от получения такой части кредита с уплатой процентов за фактический срок пользования кредита.

Наталия Николаева обратила внимание участников конференции на то, что эти изменения поддержаны Банком России и направлены в Минфин России для учета при подготовке соответствующего проекта федерального закона.

В завершение своего выступления представитель антимонопольной службы рассказала о заключении 8 июня 2017 года ФАС России и Банком России нового соглашение, которое определяет порядок взаимодействия в отношении всех поднадзорных Банку России финансовых организаций.

 

[1] утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 № 386