ОЭСР АКТИВНО ИЗУЧАЕТ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК И БОРЬБЫ С КОРРУПЦИОННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

7 февраля в г. Казань состоялся второй международный семинар «Взаимодействие с системой государственных закупок в Российской Федерации: лучшие практики и руководство по борьбе со сговорами на торгах», организованный совместно Организацией экономического сотрудничества и развития и Федеральной антимонопольной службой в партнерстве с компаниями «Делойт СНГ» и «Сименс».

 

Закупки, как любая сфера с огромной вовлеченностью денежных средств, представляют собой область повышенного риска для компаний и бюджетных структур. Ежегодно Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы собственными силами выявляют сотни картелей на торгах и привлекают за участие в подобных антиконкурентных соглашениях к административной ответственности хозяйствующих субъектов.

8287 2

 

8292 7

Мухамед Хамуков, заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России, рассказал о классификации сговоров и на примерах нескольких кейсов, прошедших судебную проверку, показал практику выявления таких сговоров ФАС России в современных условиях. Одним из наиболее интересных кейсов стал так называемый «картель швейных предприятий», который включал в себя до 90 юридических лиц. Это пример, когда в «супер-картеле» приняли участие другие, более мелкие группы (состоящие из двух и более лиц).

Замначальника Управления по борьбе с картелями отметил, что в настоящее время картельное поведение достаточно хорошо изучено.

«Существуют различные модели и схемы, которые могут быть использованы для идентификации картеля, особенно на торгах. В настоящее время мы используем до 49 признаков для идентификации сговоров».

Мухамед Хамуков также отметил, что «с переводом всех конкурентных процедур в электронную форму, мы переходим на новый уровень выявления и пресечения сговоров, так как у нас появляется больше возможностей для оперативного и подробного анализа цифровых данных, связанных, например, с конкурсами. Мы сможем более оперативно реагировать на нарушения антимонопольного законодательства».

8304 7

8303 6

8302 5

8301 4

8300 3

8299 2

8298 1

8310 13

8309 12

8308 11

8307 10

8306 9

8305 8

8304 7

8303 6

8302 5

8301 4

8300 3

8299 2

8298 1

8310 13

8309 12

8308 11

8307 10

8306 9

8305 8

8304 7

Анастасия Жлукта, начальник правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России выступила по вопросам контроля в сфере закупок и рассказала об изменениях законодательства в этой сфере.

«31 декабря 2017 года был принят федеральный закон, касающийся внедрения электронных процедур . Изменения позволят снизить вероятность заключения картельных соглашений, унифицировать способы осуществления закупок, усилить контроль и тем самым обеспечить защиту интересов участников закупок», - подчеркнула Анастасия Жлукта.

 

8295 13

8294 12

8293 11

8297 15

8296 14

8295 13

8294 12

8293 11

8297 15

8296 14

8295 13

Замглавы Татарстанского УФАС Сергей Павлов рассказал об одном из приоритетных направлений деятельности тероргана – борьбе с картелями на торгах, о практике сбора доказательств, свидетельствующих о достижении участниками торгов соглашения, выделил основные сферы нарушений, выявленных Татарстанским УФАС, среди которых наиболее распространенными оказались сфера здравоохранения, рынки строительно-монтажных работ, поставки компьютерной техники и дорожных работ.

 

«На наш взгляд, основные проблемы заключения картелей заключаются в отсутствии в законодательстве о контрактной системе, закупках запрета на участие в торгах аффилированных компаний, - отметил в своем выступлении Сергей Павлов. - А также то, что состав антимонопольного нарушения не распространяется на действия, совершенные подконтрольной группой лиц».

Замглавы территориального органа рассказал также о взаимодействии Татарстанского УФАС с хозсубъектами по вопросам разработки, корректировки положений антимонопольного комплаенса.

 

«Основная проблема – отсутствие единого подхода в положениях к определению принципов построения и механизмов реализации системы антимонопольного комплаенса», - подчеркнул С. Павлов.

Он также отметил, что «одним из приоритетных направлений Национального плана развития конкуренции определена декартелизация сферы дорожного строительства, в том числе при осуществлении госзакупок на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства, что подчеркивает важность и значимость деятельности антимонопольной службы по выявлению и пресечению картельных соглашений».

Презентацию С. Павлова можно скачать здесь.

 

В семинаре также приняли участие представители ОЭСР. Элисон МакКейн (скачать презентацию) рассказала о передовой международной практике и неподкупности закупочной деятельности, Деспина Пачну (скачать презентацию) – об обеспечении равных условий при осуществлении закупочной деятельности через законодательство о конкуренции.

 

Справка:

 

Семинар «Взаимодействие с системой государственных закупок в Российской Федерации: лучшие практики и руководство по борьбе со сговорами на торгах» является частью мероприятий, организованных ОЭСР в партнерстве с компанией «Делойт СНГ» при поддержке Федеральной антимонопольной службы.

 

Каждое мероприятие дает возможность обсудить вопросы, связанные с ведением честного бизнеса и корпоративным управлением, а также обменяться международным и национальным опытом, уделяя особое внимание опыту компаний в Российской Федерации.

 

Семинары предназначены для представителей российских и зарубежных компаний, специалистов государственного сектора, а также других лиц, интересующихся данной тематикой.

 

Основная цель семинаров - содействие развитию бизнес-этики и комплаенса с помощью эффективных мер по корпоративному управлению.

https://fas.gov.ru/news/23743