За цифровыми платформами - будущее

К такому выводу пришла ФАС России, проанализировав роль и влияние сетевых эффектов на рыночную экономику

 

15 мая 2018 года в городе Санкт-Петербурге состоялась пленарная сессия круглого стола «Трансформация антимонопольного законодательства и правоприменительной практики в эпоху цифровой экономики», организованная Ассоциацией антимонопольных экспертов в рамках Петербургского международного юридического форума. Начальник Правового управления ФАС России Артём Молчанов рассказал о сетевых эффектах как факторе определения рыночной власти.

 

В начале своего выступления Артём Молчанов подчеркнул, что в представленном докладе учтены позиции коллег и антимонопольных экспертов по вопросам влияния сетевых эффектов.

 

С точки зрения антимонопольной политики современные IT-рынки характеризуют три главных отличия: динамичность, связанная со значимостью инноваций для деятельности компании на рынке, модульность, основанная на взаимодополняемости производства или потребления, и наличие эффектов со стороны спроса, когда ценность продукта для потребителя повышается с увеличением числа потребителей данного продукта.

 

«Прямые сетевые эффекты могут формироваться посредством прямого физического влияния количества покупателей на качество товара, - отметил в своем выступлении Артём Молчанов. - Например, полезность, которую потребитель получает от приобретения телефона, прямо зависит от количества других пользователей данной телефонной сети».

Косвенные сетевые эффекты, со слов начальника Правового управления, способствуют росту потребления. Например, для индивида, приобретающего персональный компьютер, важно количество потребителей, покупающих аналогичное оборудование, поскольку от него зависит количество и разнообразие программного обеспечения, поставляющегося для использования с данным компьютером.

 

Что характеризует рынки с сетевыми эффектами? На них действует тенденция к сохранению высокой рыночной доли продавца даже при отсутствии с его стороны каких бы то ни было специальных действий, нацеленных на предотвращение входа конкурента. Высокие цены укоренившегося продавца могут не создавать стимулов входа. При том зачастую продукт предоставляется определенной группе потребителей совершенно бесплатно. Также спикер отметил присутствие рыночной взаимосвязи - высокое значение имеют перекрестные сетевые эффекты.

 

Артём Молчанов подчеркнул, что в условиях цифровой экономики меняется структура рынков: «существенно повышается роли платформ - цифровые платформы существенно сократили роль посредников. Возрастает роль роли информации. Географические границы рынка перестают существовать как таковые, возникают глобальные рынки. Взрывные технологии» меняют отношение к традиционному (не менее года – прим.авт) временному интервалу исследования рынка». роли сетевых эффектов и их влияния на рыночную экономику

При оценке ФАС России пришла к выводу, что цифровые платформы, основанные на многосторонних сетевых эффектах, обеспечивают существенное снижение производственных и транзакционных издержек, следовательно – за ними будущее. Сетевые эффекты могут оказывать влияние на общие условия обращения товаров и могут обеспечивать доминирующее положение».

 

«Такое положение может быть использовано в противоправных целях и ограничивать конкуренцию», - подытожил свое выступление Артём Молчанов.

 

Продолжила тему особенностей функционирования «цифровых» рынков начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева, которая на примерах первых «цифровых» кейсов и сделок, выявленных антимонопольным ведомством, рассказала о практических аспектах их рассмотрения и изучения.

 

Рынки в цифровой экономике характеризуются многосторонностью, связыванием товаров, наличием сетевых эффектов, глобальным характером обращения, кажущейся безвозмездностью товаров. Новая ценность цифровых рынков – наличие данных о поведении потребителей.

 

На примере компаний Microsoft, Google, сделок Яндекс.Такси – Uber и Байер – Монсанто Елена Заева продемонстрировала учет сетевых эффектов и иных особенностей цифровых рынков при проведении анализа рынка, а также при разработке предписаний.

 

Елена Заева обратила внимание, что такая характеристика рынка, как сетевые эффекты, может являться и барьером входа на рынок, но и при определенных обстоятельствах может служить сдерживающей силой для возможных злоупотреблений – как, например, было установлено при рассмотрении сделки Яндекс.Такси – Uber. Учитывая особенности рынка, предписание ФАС России было направлено на сохранение возможности переключения для потребителей.

 

ФАС России, проведя расследование в отношении Google, выдала компании предписание, направленное на «размыкание» сложившихся систем в сфере ИТ, на которых, вследствие того, что пользователи не склонны к переключению или параллельному использованию, сетевые эффекты имеют большое значение для доминирующего положения.

 

В соответствии с этим предписанием компания Google должна прекратить нарушение и не обуславливать предустановку магазина приложений Google Play требованиями, направленными на исключение конкурирующих сервисов из самого эффективного канала предустановки.

 

Предупреждение, также направленное на «размыкание» ИТ-систем, ФАС выдала компании Microsoft. Microsoft надлежало обеспечить рабочий порядок взаимодействия и тестирования своих новых версий операционной системы со сторонними разработчиками антивирусного программного обеспечения, допустив тем самым разработчиков антивирусного ПО – своих конкурентов – на рынок. На примере слияния компаний Байер – Монсанто Елена Заева продемонстрировала формирование системного замкнутого комплекса.

 

«Наша задача – не допускать замкнутости системы. На размыкание всей этой системы для разного круга наших потребителей, как разработчиков специализированного ПО, так и сельхозпроизводителей, и направлено предписание антимонопольного органа», - подытожила свое выступление начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России.

https://fas.gov.ru/news/24929