Анатолий Голомолзин: налоги должны носить не только фискальный, но и регулирующий характер

Об этом заявил на семинаре, посвященном рынку нефти и нефтепродуктов, заместитель руководителя ФАС России

 

31 мая 2018 года в городе Минске (Республика Беларусь) состоялся семинар «Рынки нефти и нефтепродуктов. Опыт Российской Федерации». Об антимонопольном контроле на рынке нефти и нефтепродуктов рассказал заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

 

Замглавы ФАС отметил, что развитие рыночных механизмов ценообразования в сфере нефти и нефтепродуктов происходит путем развития биржевого рынка наличного товара на нефтепродукты на крупнооптовом и мелкооптовом сегментах, формирования ценовых индикаторов срочного биржевого рынка, развития биржевых торгов нефтью на экспорт и формирования эталона (бенчмарк) на российскую нефть, увязку биржевой торговли нефтепродуктами и нефтью с системами транспортировки по магистральным нефтепродуктопроводам, железнодорожным и другими видами транспорта.

 

Работа ведется во исполнение Указа Президента РФ по основным направлениям государственной конкурентной политики, решений Президентской комиссии по ТЭК, по Плану мероприятий, утвержденному Правительством РФ и Биржевым комитетом.

 

Биржевой комитет учрежден совместным решение Банка России, ФАС России и ФНС России. Его заседания проходят на регулярной основе в рамках тематических подкомитетов. Участниками заданий наряду с учредителями являются Минфин России, Минэнерго России, другие заинтересованные ведомства, АО «СПбМТСБ», АО «Московская Биржа», нефтяные компании, ПАО «Транснефть», заинтересованные организации.

 

Говоря о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов и развитии международного сотрудничества в этой сфере Анатолий Голомолзин подчеркнул, что «в последнее время сформировались предпосылки для углубления сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза и в рамках Союзного государства Россия – Белоруссия».

 

«Главами государств ЕАЭС утверждена Концепция общих рынков нефти и нефтепродуктов, на завершающем этапе находится подготовка плана по формированию общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС не позднее 2025 года. Многие из мероприятий плана будут реализованы раньше, практическая работа уже идет. Белорусские компании в течение нескольких лет торгуют на российских биржевых площадках, проводятся консультации с участием СПбМТСБ и Биржевого комитета. Есть совместная заинтересованность об участии белорусских коллег в заседаниях Биржевого комитета на регулярной основе. Речь идет о выработке совместной позиции по вопросам торговли наличным товаром и производными инструментами на нефть и нефтепродукты на бирже, формировании международных индикаторов цен, гармонизации подходов нормативного правового регулирования сфер биржевой торговли нефтепродуктами», - отметил Анатолий Голомолзин.

 

Отвечая на вопрос о действующих в Российской Федерации механизмах влияния на ограничение резкого роста цен на нефтепродукты замглавы ФАС отметил, что цены на нефтепродукты в России не регулируются. В случае нарушений антимонопольного законодательства в отношении компаний нарушителей применяются крупные (в сотни и миллиарды рублей) оборотные штрафы (такая практика широко применялась несколько лет назад). Сейчас антимонопольный контроль все больше начинает носить предупредительный характер, принимаются меры по развитию прозрачных рыночных биржевых и внебиржевых индикаторов цен, нефтяные компании делают публичными свои торговые политики, и др.

 

Как следствие, уже многие годы цены на нефтепродукты меняются с темпами, близким к инфляции – когда-то опережая ее, когда-то отставая от инфляции. Накопительным итогом, и оптовые, и розничные цены несколько отстают от темпов инфляции. В 2018 году цены на нефтепродукты опережают инфляцию. Основными влияющими на рост цен факторами были рост мировых цен, рост налогов, ремонты НПЗ, недостаточное предложение топлива на внутреннем рынке в режиме биржевых торгов и во внебиржевом сегменте. Последние полгода было выдано несколько предупреждений нефтяным компаниям, направленных на обеспечение поставок топлива на внутренний рынок, которые оперативно исполняются. Вносятся изменения в процедуры биржевых торгов, в т.ч. совместный приказ ФАС России и Минэнерго России, который устанавливает минимальную величину продаваемых на биржевых торгах товаров, необходимую для обеспечения ликвидности торгов.

 

Представителей нефтяных предприятий Республики Беларусь интересовал также вопрос, какой эффект ожидает ФАС России от снижения акцизов на нефть, которое произойдет 1 июля 2018 года.

 

«Мы считаем, что снижение акцизов позволит стабилизировать рынок нефти и нефтепродуктов по всем звеньям цепочки уже в ближайшее время», - сказал спикер. «Чтобы обеспечить устойчивость ситуации на рынке в среднесрочной и долгосрочной перспективе мы, в частности, предлагаем акцизы взимать по гибкой шкале. Если есть высокая конъюнктура рынка, то акцизы должны снижаться. И наоборот, при низких ценах на внешнем рынке повышать акцизы. ФАС стремится к тому, чтобы налоги были гибкими и носили не только фискальный, но регулирующий характер», - заключил заместитель руководителя ФАС России.

 

Российскую Федерацию на семинаре представлял также вице-президент АО «Санкт-Петербургская Товарно-сырьевая биржа» Антон Карпов, который рассказал об актуальных проблемах биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами.

https://fas.gov.ru/news/25093