Заместитель руководителя Амурского УФАС России Н.В.Горячева выступила с докладом на заседании Общественного Совета по защите прав предпринимателей при прокуратуре Амурской области

Сегодня, 26 сентября 2018 года состоялось очередное заседание Общественного Совета по защите прав предпринимателей при прокуратуре Амурской области под председательством прокурора Амурской области Руслана Федоровича Медведева. Участникам заседания (представители правоохранительных органов, органов прокуратуры, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный контроль и надзор, представители предпринимательского сообщества, уполномоченного по защите прав предпринимателей) на обсуждение предложена тема о состоянии законности в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при исполнении законодательства о защите конкуренции.

В своем докладе заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области Горячева Наталья Васильевна отметила, что приоритетами сегодня являются свободная конкуренция и эффективная защита предпринимательства. Рассказала о работе Амурского УФАС России с обращениями и заявлениями, жалобами субъектов малого предпринимательства.

ФАС России осуществляет контроль более чем за двадцатью сферами законодательства, в первую очередь это Федеральный закон «О защите конкуренции», далее такие законы как Федеральный закон «О естественных монополиях»; Федеральные законы «О теплоснабжении»; водоснабжении и водоотведении; о закупках и контрактной системе, Федеральный закон «Об электроэнергетике»; Федеральный закон «О концессионных соглашениях»; Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»; Федеральный закон «О рекламе»; Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»; Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и еще ряд других.

При осуществлении контроля в данных сферах субъект малого предпринимательства может оказаться как объектом проверки, так и заявителем.

При этом, с 2016 года антимонопольное законодательство активно развивается в части послабления давления на бизнес.

С изменениями в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Правительством Российской Федерации приняты Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода.

Теперь при формировании плана проверок соблюдение этих подходов обязательно.

Такой переход позволяет увеличить охват потенциальных нарушителей обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям, и одновременно снижает нагрузку на подконтрольные субъекты.

Внедрение риск-ориентированного контроля показывает о снижении числа проверок, и даже освобождение от необходимости прохождения плановых мероприятий.

В отношении письменных заявлений, Амурским УФАС России в 2017 году и истекший период 2018 года рассмотрено 354 заявления о нарушении антимонопольного законодательства, из них почти 40 % заявлений, поступивших от субъектов малого предпринимательства. По результатам рассмотрения 137 заявлений субъектов малого предпринимательства (24 это индивидуальные предприниматели) Амурским УФАС России выдано 34 предупреждения, в 11 случаях принято решение об установлении нарушении антимонопольного законодательства, предусматривающее выдачу предписания либо без такового.

В связи с тем, что предупреждения исполняются, резко снизились показатели по возбуждению дел.

Если проанализировать статьи Закона о защите конкуренции, по которым обращаются субъекты малого предпринимательства – это в большей части монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция.

Но, такие сферы как естественные монополии или картельный сговор требуют вмешательства антимонопольной службы вне зависимости от круга лиц, т.е. даже в том случае если нарушителем является субъект предпринимательства.

Наталья Васильевна рекомендовала представителям бизнес-сообществ ориентировать предпринимателей при обращении в Амурское УФАС России руководствоваться ст. 44 Федерального закона «О защите конкуренции» (*), описывать характер конфликтных отношений и приложить документы, подтверждающие позицию. Это необходимо в целях эффективности и результативности рассмотрения заявления и восстановлении нарушенного права заявителя.

 

*СПРАВОЧНО

Статья 44 Федерального закона «О защите конкуренции».

1. Заявление подается в письменной форме в антимонопольный орган и должно содержать следующие сведения:

1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);

2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;

3) описание нарушения антимонопольного законодательства;

4) существо требований, с которыми заявитель обращается;

5) перечень прилагаемых документов.

2. К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.