Соответствуют ли ГУПы и МУПы антимонопольному законодательству будут определять террорганы ФАС России

В целях реализации Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции»» в Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденное приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, внесены изменения, предусматривающие наделение территориальных органов Федеральной антимонопольной службы полномочиями по выдаче заключений о соответствии или несоответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству (приказ ФАС России от 11.02.2020 № 114/20).

Приказ о внесении соответствующих изменений зарегистрирован в Минюсте России 17.03.2020 и вступил в силу 29.03.2020.

Изменения, которые были внесены вышеуказанным законом, определили случаи, когда может быть создано унитарное предприятие публичной формы собственности, полномочия антимонопольных органов по контролю за созданием таких предприятий, антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности, в частности установили запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках.

Теперь Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные организации, уполномоченные на осуществление действий по созданию унитарных предприятий, вправе направить в антимонопольный орган запрос о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству. Территориальные антимонопольные органы рассматривают такие запросы и выдают свое заключение, которое действует в течение года со дня его выдачи.

Унитарное предприятие, которое создано или виды деятельности которого изменены с нарушением вновь введенных требований, подлежит ликвидации на основании предписания антимонопольного органа, либо в судебном порядке по иску антимонопольного органа о ликвидации унитарного предприятия.

В свою очередь государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые созданы до дня вступления в силу указанного закона и осуществляют деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Законом «О защите конкуренции», подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 01.01.2025. А если в отношении таких предприятий учредителем не приняты и (или) не исполнены решения о ликвидации или реорганизации до 01.01.2025, они подлежат ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.