Две дороги в одну сторону

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Заказчики и участники закупок часто встречаются с понятием «недобросовестный поставщик». И, наверное, каждый уже знает, или хотя бы слышал, о реестре недобросовестных поставщиков. Это такой реестр, в который включаются сведения антимонопольным органом об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является недобросовестное поведение субъекта закупки, выразившееся в намеренном уклонении от заключения контракта, либо неисполнении (ненадлежащем исполнении) уже заключенного контракта.

Но, если с реестром недобросовестных поставщиков все более-менее понятно, то о реестре недобросовестных участников знают, к сожалению, не все. Данное понятие относится к торгам по продаже и аренде земельных участков.

Так, по результатам аукциона заключается договор аренды земельного участка (или купли-продажи, в зависимости от предмета торгов и цели передачи земельного участка), находящегося в государственной или муниципальной собственности, в установленные законом сроки.

В случае отказа победителя от заключения договора, организатор торгов предлагает заключить указанный договор с иным участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о размере арендной платы (либо стоимости) за земельный участок.

В соответствии с пунктом 27 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ сведения о победителях аукционов, уклонившихся от заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка, и об иных лицах, с которыми указанные договоры заключаются в соответствии с пунктом 13,14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ и которые уклонились от их заключения, включаются в реестр недобросовестных участников аукциона.

Уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по ведению реестра недобросовестных участников аукциона является Федеральная антимонопольная служба.

В силу требований части 30 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ организатор торгов обязан направить данные сведения в течение пяти рабочих дней со дня истечения тридцати дней после направления проекта договора аренды (купли-продажи) победителю аукциона.

Информация о недобросовестных участниках торгов включается в Реестр сроком на два года. А это основание для того, чтобы в течение данного периода лицу было отказано в допуске к другим земельным аукционам.

Однако, учитывая то количество обращений, которое поступает в Амурское УФАС России от уполномоченных органов о включении сведений в реестр недобросовестных участников, можно сделать вывод, что не все муниципалитеты знают о своей обязанности. А ведь неисполнение данного требования закона влечет неоднократные «срывы» торгов по продаже и аренде земельных участков.

Порядок ведения Реестра недобросовестных участников аукциона утвержден Приказом ФАС России от 14.04.2015 № 247/15.