СМСка мне пришла, но не ту отправил я…

В Амурское УФАС России, как и прежде, продолжает поступать значительное количество обращений по фактам распространения рекламы, рассылаемой по сетям электросвязи.

На прошлой неделе антимонопольным органом было рассмотрено обращение, поступившее от физического лица по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе»*.

При рассмотрении поступивших материалов Амурским УФАС России было установлено, что абонентом к заявлению приложен снимок экрана телефона в целях подтверждения поступления спорного смс-сообщения рекламного характера на номер заявителя.

Действительно, при рассмотрении поступающих обращений антимонопольный орган должен обладать подтверждающими сведениями о фактах распространения рекламы с признаками нарушения рекламного законодательства.

Тем не менее, в каждом случае Амурским УФАС России сведения заявителей уточняются у оператора связи для подтверждения либо опровержения представленных данных.

Так, по запросу антимонопольного органа оператор связи предоставил сведения об отсутствии отправки рассматриваемого смс-сообщения абоненту в указанный период времени. Таким образом, заявитель указанное в обращении смс-сообщение не получал.

Вероятно, заявитель приложил некорректный снимок экрана телефона, либо указал в обращении неточный номер телефона, принадлежащего ему.

Ни для кого не секрет, что у современного человека в настоящее время имеется в распоряжении два, а то и три мобильных номера. Заявителям при отправлении обращения необходимо указывать корректные данные для всестороннего рассмотрения антимонопольным органом поступивших материалов.

Заявителю в возбуждении дела было отказано ввиду отсутствия признаков нарушения Закона «О рекламе», однако дополнительно разъяснено о возможности повторного направления обращения с приложением подтверждающих сведений рассылки смс-рекламы.

Также Амурское УФАС России просит заявителей обратить внимание на необходимость приложения к обращению о признаках нарушения части 1 статьи 18 Закона «О рекламе» согласия на получение антимонопольным органом сведений, составляющих тайну связи.

В соответствии с разъяснениями ФАС России (письмо от 11.11.2019 № ДФ/98054/19 «О надлежащих доказательствах при выявлении нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе») в силу специфики нарушения части 1 статьи 18 Закона «О рекламе» антимонопольный орган не может самостоятельно получить информацию о поступлении абоненту SMS-сообщения, телефонного звонка или push-уведомления, изображения SMS-сообщения или push-уведомления, аудиозапись телефонного звонка, а также сведения об отсутствии согласия абонента на получение рекламы указанными способами. Данные сведения ФАС России и ее территориальные органы могут истребовать у операторов связи.

Вместе с тем, поскольку сведения о соединениях конкретного абонента определенного номера телефона по сетям электросвязи составляют тайну связи, для направления соответствующих запросов и получения необходимой информации антимонопольному органу требуется получение согласия абонента на получение антимонопольным органом необходимых сведений от оператора связи, оказывающего абоненту услуги связи, о факте поступления нежелательного SMS-сообщения, push-уведомления, телефонного звонка и о лицах, их направивших.

Следует иметь в виду, что указанное согласие абонента дается на получение антимонопольным органом необходимых сведений от оператора связи, оказывающего абоненту услуги связи, для установления факта поступления конкретного нежелательного SMS-сообщения, push-уведомления, телефонного звонка (т.е. согласие датируется после получения нежелательной рекламы, распространенной по сетям электросвязи).

 

 

Справочная информация:

* - Согласно части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.