О запрете рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей

Нередко на наших улицах можно встретить толпы молодых людей, вокруг которых витают облака пахнущего дыма – клубничного, шоколадного, ванильного… Большинство из употребляющих специальные курительные принадлежности, так называемые pod-системы, даже не подозревают о том, что наносят значительный вред своему здоровью.

В настоящее время медики бьют тревогу и утверждают, что электронные системы для курения таят в себе даже большую опасность, чем обычные сигареты и папиросы[1].

Врачи говорят, в первую очередь, о серьезных рисках для сердечно-сосудистой и дыхательной систем, которые возникают при вдыхании аэрозолей электронных сигарет, что приводит к запуску многих патологических процессов в организме (в том числе воспалительных, онкологических, окислительных, иммунных и т.п.).

По данным некоторых исследований, вторичные аэрозоли электронных сигарет содержат токсичные вещества, тонкие и сверхтонкие частицы, 1,2-пропандиол, летучие органические вещества, тяжелые металлы (медь, кадмий, никель, хром, свинец), никотин, ароматические углеводороды, табакспецифические нитразамины, акролеин, формальдегид и ацетальдегид.  Вдыхание этих смесей может вызвать раздражение верхних дыхательных путей, учащенное сердцебиение, повышение частоты сердечных сокращений и систолического давления, а также рост в несколько раз риска развития злокачественных новообразований[2].  

Но особенно опасно употребление таких сигарет для подростков, которым предлагается попробовать никотиновый яд, но в новой красивой, красочной, модной, современной и якобы безвредной упаковке.

В связи с распространением среди населения употребления никотинсодержащей продукции, в том числе электронных систем для курения и кальянов антимонопольное управление предостерегает рекламодателей и рекламораспространителей о предусмотренном законодательном запрете на рекламу такой продукции.

В соответствии с пунктом 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

За нарушение установленного требования предусмотрена административная ответственность – на основании части 4 статьи 14.3.1 КоАП РФ нарушение указанного запрета влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей.

Как видно из указанной санкции, штрафы могут достаточно ощутимо «ударить» по бюджету любой организации, рискнувшей прорекламировать запрещенный товар или услугу.

Ранее Амурским УФАС России уже возбуждались дела за несоблюдение требований п. 8 ст. 7 Федерального закона «О рекламе». Пресечение распространения ненадлежащей рекламы табака, табачных изделий и никотинсодержащей продукции находится на особом контроле Амурского УФАС России.

При фиксации факта распространения рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов просим обращаться в Амурское УФАС России с заявлением, указав в нем сведения о дате, месте распространения такой рекламы, с приложением фото- и (или) видеоматериалов. Обращение можно направить на электронный адрес управления: to28@fas.gov.ru.

 

[1] Журнал «Профилактическая медицина», № 5 (2019), статья «Вся правда об электронных сигаретах:  российская реальность»

[2] Информация с сайта ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России: https://gnicpm.ru/articles/novosti/2712.html