О типичных нарушениях законодательства о контрактной системе в сфере закупок

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В соответствии с поручением Федеральной антимонопольной службы от 13.06.2019 № МЕ/49839/19 о проведении инициативных внеплановых проверок по закупкам, осуществляемым в рамках реализации национальных проектов, во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23.05.2019 № Пр-907 (пункт 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019 № 2) о необходимости усиления ФАС России контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, Амурским УФАС России ежемесячно инициируются внеплановые проверки закупочных процедур, осуществляемых государственными и муниципальными заказчиками области в рамках реализации национальных проектов.

В ходе таких проверок зачастую выявляются следующие нарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013   № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов).

Согласно пункту 10 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций).

Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в указанный орган направляется информация, указанная в пунктах 10 и 11 части 2 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, а информация, предусмотренная пунктом 13 части 2 настоящей статьи, не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем подписания документа о приемке.

В нарушение вышеуказанных требований, заказчиками зачастую информация об исполнении контракта, заключенного по результатам закупочной процедуры размещается с нарушением вышеназванных норм закона.

Указанное нарушение образует признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет административное наказание в виде штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

Ещё одним часто выявляемым нарушением является использование в описании объекта закупки, либо в проекте контракта (являющегося неотъемлемой частью извещения о проведении конкурентной закупки и заключаемого в том виде и содержании, в котором он был опубликован заказчиком при объявлении закупочной процедуры) устаревших норм и правил.

Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

При проведении одной из инициированных проверок закупки в форме электронного аукциона на приобретение благоустроенного жилого помещения в рамках региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», созданного в будущем, Комиссией Амурского УФАС России установлено, что в приложении к извещению об объявлении аукциона «Описание объекта закупки» заказчиком отражены нормативно-технические документы, которые на дату размещения извещения и аукционной документации утратили силу, а именно СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64, СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». 

Указанное нарушение часто допускается заказчиками при закупках различного рода товаров, работ и услуг.

Нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в использовании при описании объекта закупки утративших силу технических документов содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечёт ответственность для должностных лиц, утвердивших (разработавших) закупочную документацию, в размере 3000 (трёх тысяч) рублей.