Выступление руководителя Амурского УФАС России Яковлевой Т.И.

К заседанию межведомственной группы по координации деятельности правоохранительных органов государственной власти области по вопросу «о практике рассмотрения сообщений о преступления коррупционной направленности и повышения эффективности межведомственного взаимодействия правоохранительных органов
25.03.2009 года в 16 час. 00 мин. Прокуратура Амурской области

Краткая информация по итогам 2008 года:
антимонопольной службой по Амурской области принято мер административного наказания за совершенные правонарушения в виде штрафа на сумму свыше 20 млн. руб., в том числе взыскано за нарушение антимонопольного законодательство 19554,00 тыс. руб., законодательства о закупках 931,00 тыс. руб., рекламного 446,00 тыс. руб.;
- возбуждено 164 дела по нарушениям федерального законодательства о защите конкуренции, закупках для государственных и муниципальных нужд, о рекламе;
- выдано 107 предписаний с указанием действий, которые необходимо провести для восстановления конкуренции и других нарушенных прав (исполнено - 89, остальные на стадии исполнения);
- возбуждено 245 административных дел;
- проведено 177 проверок.

Амурское УФАС России в 2008 году получило от прокуратуры области, городов и районов области 84 поручений, требований, запросов, писем о выделении сотрудников для проведения проверок. Все они исполнены, в том числе и в рамках взаимодействия. Вместе с тем хочется сказать, что это большой объем для нашего управления, который выполнен внеплановой работы, а иногда в ущерб контрольно надзорной деятельности управления. Приходилось «притормаживать» зачастую процессуальные действия, откладывать рассмотрение возбужденных управлением дел. Кроме того, по-прежнему поступают запросы непосредственно от прокуроров городов и районов, а не через прокуратуру Амурской области. Сроки исполнения устанавливаются прокурорами нереальные без учета положений антимонопольного законодательства, где прописаны сроки и процедуры обращений (не менее 1-го месяца).

Как хорошую практику, которая дает положительный эффект в деле административного наказания нарушителей федерального законодательства при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, это направление прокурорами в адрес Амурского УФАС Росси постановлений о возбуждении административных дел на рассмотрение. Всего направлено таких дел к нам 14, преимущественное большинство за закупку топлива органами местного самоуправления без проведения конкурсных процедур. Вместе с тем, необходимо отметить тот факт, что зачастую рассмотреть эти дела не представляется возможным без дополнительного расследования в рамках КОАП РФ, по следующим причинам:
- неправильная квалификация состава правонарушения. Скажем, если размещение бюджетных средств на закупку топлива без проведения торгов должно квалифицироваться по ч. 2 ст.7.29 КОАП РФ, прокурорами квалифицируется по ч. 1 ст.7.29.
- не полная доказательная база (нет документов о назначении на должность, учредительных документов, документов, подтверждающих полномочия должностного, паспортных данных, доверенностей и ряд других).
Вместе с тем это именно то взаимодействие, которое дает реальный результат.

Теперь о тех совместных действиях, вернее их отсутствие, которые оцениваются антимонопольной службой отрицательно. В соответствии с действующим федеральным законодательством антимонопольная служба обязана направлять информацию в прокуратуру Амурской области для принятия мер прокурорского реагирования, в тех случаях, когда у нас отсутствуют полномочия привлечения к административной ответственности, по требованию Федеральной антимонопольной службы и другим основаниям. При этом антимонопольной службе важен результат рассмотрения подобных обращений.

В 2008 году мы направили 22 информации в Прокуратуру Амурской области для принятия мер прокурорского реагирования. По 7 материалам получен отрицательный ответ по разным основаниям (истекли сроки привлечения к административной ответственности, отсутствует состав правонарушения и др.), по 15 материалам окончательной информации нет вообще, в лучшем случае «вынесен протест, а что дальше? К сожалению, Амурское УФАС не располагает сведениями о пресечении противоправных действий по направленным материалам в 2008 году.

Еще один очень серьезный блок совместной работы, который находится на особом контроле Правительства Российской федерации, и по которому Амурскому УФАС определена определенная «схема» деятельности. Это контроль за выделением земельных участков под жилищное строительство, индивидуальное жилищное строительство, под комплексное освоение земель под жилищное строительство.

За 2008 год антимонопольной службой было направлено 7 документов для принятия мер прокурорского реагирования по фактам нарушения земельного законодательства при выделении земельных участков под жилищное строительство органами местного управления Амурской области, в том числе Зейского района, г. Зеи, Зейским городским Советом народных депутатов, Благовещенского района (4 обращения), г. Тынды (5 обращений), Мазановского района, Ивановского, Сковородинского, Ромненского, Бурейского, Тамбовского районов. Не смотря на предпринимаемые меры прокуратурой Амурской области по всем выявленным фактам наглядно видно, что ОМС Благовещенского, района, администрация г. Тында с завидным постоянством продолжают выделять земельные участки под жилищное строительство, нарушая земельное законодательство.

В 2009 году мы вновь вынуждены направлять документы в прокуратуру Амурской области по аналогичным фактам, в лидерах все те же администрация Благовещенского района, администрация г. Тында, а также г. г. Свободного и Белогорска.

Предложения по усилению результатов взаимодействия Прокуратуры Амурской области и управления Федеральной антимонопольной службы по противодействию коррупции:
- планировать работу по взаимодействию, учитывать выдаваемый объем требований в целом прокуратурой Амурской области, запросов, писем в федеральную структуру;
- сроки представления любой информации рассчитывать реальные, в соответствии с установленными общими правилами в Российской Федерации;
- по материалам, направленным в Прокуратуру Амурской области для принятия мер прокурорского реагирования, направлять полную информацию о конечных результатах рассмотрения;
- продолжить практику направления административных дел в Амурское УФАС России для их рассмотрения и принятия мер к административному наказанию;
- установить двухсторонний обмен информации