Топливные истины

Амурское УФАС России в целях выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства на топливном рынке Амурском области еженедельно проводит мониторинг цен на нефтепродукты. В конце мая 2009 года на АЗС Амурской области зафиксировано первое за период с 4-ого квартала 2008 года - начала 2009 года повышение цен нефтепродукты. Амурское УФАС России незамедлительно отреагировало на повышение цен на АЗС и организовало проведение проверок действий хозяйствующих субъектов, выразившихся в повышении цен на АЗС Амурской области, на предмет соблюдения Федерального закона «О защите конкуренции».

Напомним, что цены на нефтепродукты не подлежат государственному урегулированию и устанавливаются под воздействием рыночных факторов. Антимонопольные органы осуществляют контроль над ценами в рамках антимонопольного законодательства: ценообразование не должно ограничивать конкуренцию на соответствующем товарном рынке, в данном случае на рынке нефтепродуктов. Статьей 10 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара, запрещено устанавливать монопольно высокие (низкие) цены.

Статьей 11 Закона о защите конкуренции введен запрет на соглашения и согласованные действия, в том числе ведущие к поддержанию цен на товар.

Доминирующее положение на рынке реализации нефтепродуктов на территории Амурской области занимает ОАО «Амурнефтепродукт», который входит в состав компании ОАО НК «Альянс». ОАО «Амурнефтепродукт» по договору поставки приобретает топливо за пределами Амурской области, завоз топлива осуществляется железнодорожным транспортом. По результатам проведенных Амурским УФАС России проверок в отношении ОАО «Амурнефтепродукт» установлено, что повышение цен на АЗС г. Благовещенска экономически обусловлено и связано с ростом закупочных цен на  нефтепродукты. Так же следует отметить, что с 1 июля повысились тарифы на железнодорожные перевозки. Как известно, в Амурской области отсутствует первичный рынок нефтепродуктов. Все топливо ввозится из других регионов, главным образом из Хабаровского края и Иркутской области.

На предмет выявления признаков согласованных действий операторов розничного рынка нефтепродуктов по повышению цен, Амурским УФАС России проведены проверки в отношении 3-х хозяйствующих субъектов. По результатам проверок установлено, что повышение цен на АЗС в июне-июле 2009 года связано с повышением закупочных цен на нефтепродукты. Кроме этого, по результатам анализа данных о повышении розничных цен установлено, что изменение цен на АЗС проверяемых компаний происходило в разные периоды времени и на разную величину, цены устанавливались на разном уровне. Данные факты свидетельствуют о наличии ценовой состязательности в действиях проверяемых компаний и об отсутствии признаков нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, Амурским УФАС России сообщалось, что в отношении операторов розничного рынка рассматривается дело по признакам нарушения части 1 статьи 11 закона «О защите конкуренции». Признаки нарушения Амурское УФАС России усматривает в осуществлении согласованных действий на рынке розничной реализации нефтепродуктами в городе Зея, результатом которых явилось установление и поддержание цен на топливо на АЗС при отсутствии на это объективных причин. Поводом для возбуждения дела послужили коллективные обращения жителей города Зеи. Амурским УФАС России установлено, что в 2008 году, в январе-феврале 2009 года операторы розничного рынка цены на нефтепродукты на АЗС поддерживали на одном уровне, повышение и понижение цен происходило одномоментно и синхронно.

30 июля состоялось рассмотрение дела, возбужденного в отношении ОАО «Амурнефтепрордукт», ООО «Таксан», и других операторов розничного рынка нефтепродуктов. Их признали нарушившими пункт 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции» и выдали предписание о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.

В целом, ситуацию с ростом цен на нефтепродукты по всей стране нельзя назвать нормальной. Рынок нефтепродуктов в России характеризуется неразвитой конкуренцией и контролируется несколькими крупнейшими вертикально интегрированными нефтяными компаниями. В конце прошлого года ФАС России признала главных фигурантов рынка («Газпромнефть», «Лукойл», «Роснефть», «ТНК-ВР») нарушившими антимонопольное законодательство и подвергла их штрафным санкциям на общую сумму более 6 миллиардов рублей. Штрафы до сих пор не уплачены. Между ФАС России и нефтяными компаниями идут судебные тяжбы. Весной текущего года топливные компании вновь злоупотребили своим доминирующим положением: необоснованно повысили цены на нефтепродукты.

Глава ФАС России Игорь Артемьев в своем он-лайн интервью четко обозначил позицию антимонопольщиков относительно роста цен на топливо: «…в мае и июне нефтяные компании изымали нефтепродукты из оборота, тем самым вызвали искусственный дефицит и ажиотажный спрос среди закупочных организаций. То, что мы сейчас наблюдаем на заправках, это как раз и есть результат их действий. Сейчас на АЗС реализуется топливо, закупленное по завышенным ценам. Действия нефтяных компаний квалифицируются как злоупотребление доминирующим положением, и за это мы их серьезно оштрафуем».

Совсем недавно Президентом РФ Дмитрием Медведевым был подписан так называемый «второй антимонопольный пакет»: ряд законопроектов, предусматривающих изменение в Законе «О защите конкуренции», в кодексе РФ об административных правонарушениях, в 178 статью Уголовного кодекса РФ. Данные поправки приводят в соответствие правовую базу борьбы с антикоррупционными действиями с реалиями современной экономической действительности. В частности, поправки в КоАП и 178 ст. УК РФ предусматривают ужесточение наказания за нарушение антимонопольного законодательства.