Амурское УФАС России подвело итоги контрольной деятельности

Амурское УФАС России подвело итоги контрольной деятельности

в сфере размещения заказов за 1 полугодие 2009 года
 
В первом полугодии этого года управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области отмечает значительный рост активности участников торгов и запросов котировок по обжалованию действий (бездействия) государственных и муниципальных заказчиков, уполномоченных органов и созданных ими конкурсных, котировочных и аукционных комиссий при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Резкое увеличение поступающих жалоб свидетельствует о росте доверия к антимонопольному органу и эффективности его деятельности по защите интересов и прав участников размещения заказов. Предприниматели ощутили, что  появился действенный эффективный механизм защиты их прав. Одновременно отмечается и увеличение количества необоснованных жалоб. Если в 2008 году количество необоснованных жалоб составляло 35 % от рассмотренных, то сейчас этот показатель достигает 49%.
За прошедший период 2009 года в Амурское УФАС России поступило 80 жалоб участников размещения заказов, что в 2 раза больше, чем  за такой же период 2008 года. Из них наибольшую долю составляют жалобы на заказчиков, размещающих заказы для областных нужд (41%) и наименьшую долю – для федеральных нужд (25%).  Больше половины рассмотренных жалоб  признаны обоснованными. По количеству они превысили количество обоснованных жалоб за соответствующий период 2008 года.
В результате их рассмотрения выявлено 96 заказов на общую сумму 900 млн. рублей, размещенных заказчиками с нарушением норм федерального законодательства о закупках. И почти половина из них – заказы для областных нужд Амурской области.
Вместе с тем наблюдается сокращение количества нарушений, приходящихся на 1 заказ. Если в 1 полугодии 2008 года на 1 такой заказ приходилось 5,2 нарушений, то за такой же период этого года –  их 3,6.
По-прежнему большая доля нарушений связана с выбором неверного способа размещения заказа, установление завышенных требований к участникам и подаваемым ими заявкам, запрещаемых законом, необоснованный допуск и отказ в допуске к участию в торгах или запросе котировок, использование порядка и критериев оценки, не предусмотренных конкурсной документацией или не установленных законом.
Наибольшее количество нарушений выявляется при размещении заказов для нужд медицинских, образовательных учреждений и  сферы ЖКХ. Чаще поступают жалобы при размещении заказов на поставку медицинского оборудования и лекарственных средств, топлива и котельного оборудования, офисного и компьютерного оборудования, выполнение ремонтно-строительных и монтажных работ, услуг пожарной и охранной безопасности.
Все выданные в ходе рассмотрения жалоб предписания об устранении нарушений были исполнены, нарушения устранены.
Гораздо активнее в этом году стали и сами заказчики, предпринимающие меры по защите себя от недобросовестных поставщиков. 15 обращений государственных и муниципальных заказчиков поступило в антимонопольное управление для включения сведений о поставщиках, уклонившихся от заключения контракта, в реестр недобросовестных поставщиков. Но ни по одному обращению не было принято положительное решение.
В ходе проведенных проверок комиссия управления не получила подтверждение того, что заказчики обеспечили получение победителем торгов или запроса котировок в установленный срок проекта государственного или муниципального контракта для его подписания, либо соответствие условий направленного для подписания контракта, условиям, которые были изложены в извещении и документации к торгам, а также в заявках участников, объявленных победителями торгов и запроса котировок.
В соответствии с положениями статьи 17 Закона о размещении заказов Амурское УФАС проводит плановые и внеплановые проверки действий как заказчиков, уполномоченных органов и специализированных организаций, так и созданных ими конкурсных, аукционных и котировочных комиссий. В прошедшем периоде этого года управлением проведено 13 плановых и внеплановых проверок, что существенно ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года. Объясняется это не укомплектованностью сотрудниками управления и увеличением нагрузки на  каждого из них. За этот год проверено 3330 заказов. В ходе проверок выявлено 130 фактов нарушений федерального законодательства, что составляет в среднем 0,4 нарушения на 1 заказ. Это значительно ниже, чем в прошлом году и свидетельствует о росте правовой грамотности государственных и муниципальных заказчиков.
Гораздо чаще стали обращаться заказчики в антимонопольный орган с уведомлением о заключении ими контрактов и договоров с единственным поставщиком по основаниям, предусмотренным в Законе. Более чем в 3 раза  данный показатель превышает соответствующий показатель 2008 года. В результате проверки заключенных контрактов, случаев  нарушений норм закона не выявлено.
19 раз обращались в этом году заказчики в уполномоченный по контролю федеральный орган исполнительной власти за получением согласия на заключение ими контракта с единственным поставщиком. Во всех случаях выданы решения о согласовании такой возможности.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность должностных лиц и членов конкурсных, аукционных и котировочных комиссий за нарушения законодательства о закупках. За 1 полугодие 2009 года Амурским УФАС России было возбуждено более 150 дел об административных правонарушениях в сфере организации и проведения торгов. По итогам их рассмотрения вынесено около полусотни постановлений о привлечении к административной ответственности с виде штрафа на общую сумму 2213 тысяч рублей. Третья часть из них взыскана.
Наибольшее количество постановлений выдано лицам, привлеченным к ответственности по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ (20%) и частям 1 и 2  статьи 7.29 КоАП РФ (30%). То есть наиболее распространенными нарушениями являлись принятие членами конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии незаконного решения о допуске или отказу в допуске участникам торгов и запроса котировок при проведении ими процедур рассмотрения заявок, а также принятие должностными лицами заказчиков необоснованных решений о выборе способа размещения заказа.
Более чем на половину возросло количество решений, принятых антимонопольным органом в отчетном периоде этого года в сфере контроля за размещением заказов, что свидетельствует о напряженной и упорной его работе по предотвращению коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок, сокращению неэффективных расходов бюджетных средств, а также расширению возможностей участия предпринимателей в поставках товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных и муниципальных нужд, развития добросовестной конкуренции между ними.
В 1 полугодии 2009 года зафиксировано 28 случаев обжалования в арбитражных судах и судах общей юрисдикции решений (постановлений) Амурского УФАС России. То есть судебному обжалованию подвергся каждый 5 акт, принятый антимонопольным органом. Удовлетворены требования заявителей по 4 делам (приняты окончательные судебные акты), что составляет 14% общего количества обжалованных актов.