Амурское УФАС информирует: ФАС России выявила нарушения на рынке ОМС со стороны Правительства Забайкальского края

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) признала Правительство Забайкальского края  нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в ограничении доступа Федерального государственного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 107» Федерального медико-биологического агентства  (МСЧ №107) на рынок медицинских услуг, оказываемых в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2010 год.

Ранее МСЧ №107, оказывающее  медицинские услуги  населению Краснокаменского района, обратилось с просьбой к Правительству Забайкальского края включить его в состав хозяйствующих субъектов,  участвующих в территориальной программе обязательного медицинского страхования. Правительство Забайкальского края отказали МСЧ № 107 в удовлетворении их просьбы. По мнению Правительства Забайкальского края в краевой системе обязательного медицинского страхования на 2010 год нормативы и виды медицинской помощи гражданам на территории Краснокаменского района Забайкальского края в предоставляются полном объеме государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения  - «Краевая больница № 4» и «Центральная районная поликлиника». Таким образом,  отсутствует  необходимость участия МСЧ № 107  в территориальной программе обязательного медицинского страхования.

 

В ходе рассмотрения дела Комиссия ФАС России установила, что действия  Правительства Забайкальского края не только нарушают законное право на участие МСЧ № 107 в территориальной программе обязательного медицинского страхования на 2010 год, но и ограничивают права граждан  на выбор медицинского учреждения, в котором им будет оказана бесплатная медицинская помощь.

 

Правительство Забайкальского, включив частные медицинские учреждения в перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, в зависимости от их организационно-правовой формы,  нарушило действующее законодательство, в частности статью 15 Закона о защите конкуренции.

 

Типовые правила ОМС граждан, утвержденные Директором Федерального фонда ОМС, также устанавливают общие требования к Правилам ОМС граждан, утверждаемым органом  исполнительной власти субъекта РФ. В соответствии с пунктом 5.1, медицинскую помощь в системе ОМС оказывают медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие соответствующую лицензию.

 

Любая территориальная программа ОМС содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств ОМС, перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, условия и порядок предоставления медицинской помощи в них.

Таким образом, действующее законодательство устанавливает, что медицинская организация любой формы собственности, имеющая соответствующую лицензию, вправе быть включена в систему ОМС.

 

Практика контроля за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке медицинских услуг  показывает, что действия ряда администраций субъектов РФ и территориальных фондов  ОМС приводят к ограничению конкуренции и установлению необоснованных барьеров  входа на  данный товарный  рынок  частных учреждений здравоохранения.

 

Следует отметить, что такие действия  чиновников влекут административную ответственность, предусмотренную статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в отношении  должностных лиц.

 

Напомним, что только в 2009 году усилиями  ФАС России  были устранены нарушения в области ОМС в Амурской, Свердловской  областях и в республике Бурятия.