Федеральная антимонопольная служба России информирует: Нарушения в деятельности ОАО «Владивосток Авиа» пока не выявлены, но проверка продолжается

25 марта 2011г. Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (Приморское УФАС России) начало внеплановую проверку ОАО «Владивосток Авиа» по поводу высоких цен на билеты по рейсам из Японии (Токио, Ниигата) в Россию (Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск) после сокрушительного землетрясения и цунами в островном государстве.
На настоящий момент проверка не закончена, вместе с тем, Приморское УФАС России доводит до сведения всех заинтересованных лиц следующие предварительные выводы.

1. В Управление поступило значительное количество обращений граждан в связи с высокой стоимостью билетов ОАО «Владивосток Авиа» по направлениям Токио-Владивосток, Токио-Хабаровск, Ниигата-Владивосток в период с 13 по 21 марта 2011 г. (после цунами 12 марта 2011г.) в сравнении с ранее применяемыми ценами.
В частности наибольшее количество обращений граждан было связано с ценой билета 109 300 иен без сборов (более 36,5 тысяч рублей) по направлению Токио (Нарита) – Владивосток (Кневичи) с датой вылета 13.03.2011г.

Управление установило, что действующие в этот период пассажирские тарифы были утверждены приказом ОАО «Владивосток Авиа» от 19.03.2010г. и не изменялись по настоящее время (т.е.действуют уже более года).
Размер тарифов при этом зависит от ряда факторов (в одну сторону, туда и обратно, дата приобретения, срок и условия возврата билета и т.п.), что допускается Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утв. приказом Минтранса РФ от 25.09.2008 № 155.
Этим же приказом ОАО «Владивосток Авиа» утвердило тариф (код YPXOW, направление Токио-Владивосток, в одну сторону) экономического класса 109 300 иен (без сборов – это (более 36,5 тысяч рублей). Тариф применяется в случае приобретения билета в течении 3 дней до вылета.

При приобретении билета ранее, чем за 3 дня до вылета применяется другой тариф (код KPXOW, направление Токио-Владивосток, в одну сторону) экономического класса - 80 000 иен без сборов (около 27 тысяч рублей).

При этом следует отметить, что ОАО «Владивосток Авиа» осуществляет перевозки по направлениям Япония-Россия в соответствии с договором фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), однако фактически такие рейсы являются регулярными, поскольку включены в расписание, а билеты на них реализуются через автоматизированную систему продаж билетов.

Вместе с тем, рейсы сохраняют часть признаков, присущих чартерным рейсам, в том числе право заказчика рейса (в данном случае - туристической компании «Japan Air Travel Marketing Co. Ltd») выкупить часть мест на рейсы и реализовывать их потребителям по самостоятельно установленным тарифам не выше тех, что установила авиакомпания.

Проверка показала, что все проданные в период 13-21 марта 2011г. билеты были реализованы по тарифам, установленным все тем же приказом ОАО «Владивосток Авиа», либо по тарифам заказчика чартера. Какого-либо превышения установленных тарифов со стороны ОАО «Владивосток Авиа» специалисты УФАС не выявили. Цена билета 109 300 иен (более 36,5 тысяч рублей) по направлению Токио (Нарита) – Владивосток (Кневичи) с датой вылета 13.03.2011г., на которую пожаловались заявители, была обусловлена тем, что заявители приобретали билеты менее, чем за 3 дня до вылета.

Таким образом, описанная заявителями разница в ценах была вызвана в том числе тем, что граждане приобретали билеты более чем за 3 дня до вылета, а также через заказчика («Japan Air Travel Marketing Co. Ltd») и его агентов по ценам ниже, чем установило ОАО «Владивосток Авиа».

По мнению Приморского УФАС, в действиях ОАО «Владивосток Авиа» по реализации авиабилетов в период 13-21 марта 2011 г. по направлениям Япония-Россия признаков нарушения антимонопольного законодательства в части применения повышенных тарифов не установлены. Этот вывод подтверждается также результатами проверки деятельности авиаперевозчика специалистами Росавиации и Приморской транспортной прокуратуры.

2. Вместе с тем, при проведении проверки Управление получило сведения о том, что ОАО «Владивосток Авиа» может занимать доминирующее положение на рынке осуществления перевозок воздушным транспортом по направлениям Япония (Токио, Ниигата) – Россия (Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск).

При этом, согласно имеющихся сведений о тарифах иных авиакомпаний, тарифы ОАО «Владивосток Авиа» являются одними из самых высоких и сравнимы с тарифами на авиаперевозку по направлениям Токио-Москва, Токио-Санкт-Петербург.

Таким образом, в действиях ОАО «Владивосток Авиа» по установлению тарифов по направлениям Япония-Россия могут усматриваться признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно: пункта 1 части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции», запрещающего хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке, устанавливать и/или поддерживать монопольно высокую цену товара.

На основании части 9 статьи 25.1 закона «О защите конкуренции» Приморское УФАС России намерено продлить срок проверки ОАО «Владивосток Авиа» на 1 месяц, в течение которого совместно с Приморской транспортной прокуратурой изучит состояние рынка соответствующих перевозок, установит на нём размер доли ОАО «Владивосток Авиа», а также исследует составляющие (расходы и прибыль) тарифа на авиаперевозки в японском направлении.

«ФАС России направила информационные запросы в ряд крупнейших авиакомпаний, а также Росавиацию и Министерство транспорта РФ о порядке передачи блоков мест на регулярных рейсах туроператорам. Кроме того, антимонопольное ведомство собирается изучить данные о возможном изменении цен в период с 13 по 21 марта 2011г. по направлению Дальний Восток – европейская часть России», - отметил Дмитрий Рутенберг, начальник управления контроля транспорта и связи ФАС России.