Амурское УФАС России сообщает, что Федеральная антимонопольная служба планирует в ближайшее время предъявить некоторым дистрибуторам претензии в дискриминации дилеров

«Представительства иностранных компаний ведут свой бизнес в России варварскими способами», — заявил вчера Тимофей Нижегородцев на круглом столе в Госдуме, посвященном антимонопольному регулированию рынка продажи и сервиса автомобилей. Одна из проблем, выявленных проведенными ФАС расследованиями, — произвол в отношениях с дилерами, которые несут массу обязательств, тогда как дистрибутор оставляет за собой право в одностороннем порядке прекращать сотрудничество или менять его параметры, объяснил Нижегородцев. ФАС готова объявить следующий, 2012 год годом дистрибутора и тщательно разобраться в ситуации, пообещал он.

Ранее сотрудники антимонопольной службы рассказывали, что в службу поступает много жалоб дилеров на дискриминацию со стороны дистрибуторов автомобилей (в их роли в основном выступают «дочки» автоконцернов, см. врез). Вчера председатель совета директоров группы «Таттранском» Ильдар Зиннуров сообщил, что из-за необоснованного расторжения дилерских контрактов со стороны Ford и Kia оборот его предприятия составляет лишь четверть от докризисного уровня в 1 млрд руб. в месяц.

Сейчас дилерский бизнес строится на хороших отношениях с менеджерами дистрибутора, и если отношения испортились, то бизнес может быть разрушен, жаловались вчера дилеры. «Мы должны поломать структуру бизнеса, которая строится не на требованиях и процедурах, а на отношениях», — сказал на это Нижегородцев.

В ближайшее время ФАС возбудит несколько дел, связанных с ситуацией на автомобильном рынке, в том числе с необоснованным расторжением дилерских контрактов, сказал он, не назвав компанию, против которой будет возбуждено первое дело. Участники круглого стола заявляли об одностороннем расторжении контрактов со стороны Ford, Kia, Hyundai, Mazda и Volvo. Представитель Ford Sollers ранее объяснял расторжение контракта неудовлетворительной работой дилера. До представителей остальных производителей вчера вечером дозвониться не удалось.

Участники круглого стола решили обратиться в ФАС с предложением как можно быстрее разработать поправки в закон о торговле, регулирующие взаимоотношения дистрибуторов и дилеров. Нижегородцев сообщил, что поправки могут быть подготовлены примерно через год. Время потребуется на выработку судебной практики по спорам ФАС и представительств автоконцернов, объяснил он. Дело в том, что дистрибуторы, которые получат предписания ФАС по антимонопольным делам, будут их оспаривать, не сомневается Нижегородцев. Но уже в ближайшее время ФАС предложит дистрибуторам разработать и обнародовать свои коммерческие политики, прописав в них требования к дилерам и процедуру работы с ними. При желании эти политики можно будет согласовать с ФАС, считает Нижегородцев. Кроме того, он обещает обсудить вопрос о нарушении антимонопольного законодательства со штаб-квартирами автоконцернов, комиссией ЕС и представительствами посольств.

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), объединяющая крупнейших производителей иномарок, получила приглашение на круглый стол накануне его проведения, поэтому ее члены не смогли принять участие в мероприятии, несмотря на свое желание участвовать в дискуссии и сотрудничать с госорганами, следует из пресс-релиза АЕБ. В СП Ford Sollers, представляющем Ford Motor Company на российском рынке, приглашение получили после окончания рабочего дня 21 ноября, что не позволило принять участие в круглом столе, сообщил представитель компании.