• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Амурское УФАС России сообщает, что Федеральная антимонопольная служба планирует уровнять «продукты и автомобили»

Федеральная антимонопольная служба России намерена возбудить дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении дистрибьюторских подразделений нескольких автопроизводителей. Их подозревают в навязывании условий автосалонам. В антимонопольной службе изучают также возможность распространить на авторынок нормы закона «О торговле», которые сейчас в основном регулируют взаимоотношения продуктовых розничных сетей и поставщиков.

О предстоящем расследовании объявил вчера замруководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров на первом заседании экспертного совета по развитию конкуренции в сфере реализации и сервисного обслуживания легковых автомобилей. Назвать марки производителей в ФАС отказались. Но Кашеваров предупредил, что расследование будет вестись в отношении тех дистрибьюторов, на которых поступило больше всего жалоб. На заметке у антимонопольщиков находится восемь компаний.

Антимонопольную службу «настораживает отсутствие внятных правил игры во взаимоотношениях производителей и автодилеров», заявил Кашеваров. Странно, что договор между ними заключается всего на год и может быть расторгнут без объяснения причин. В результате на грани разорения оказываются салоны, а сотни квалифицированных рабочих могут потерять работу.

Вторая «пачка жалоб», лежащих в ФАС , по словам замначальника управления социальной сферы и торговли Михаила Федоренко, состоит из обращений станций техобслуживания, которые не являются официальными дилерами производителей. Их дискриминируют при поставке запчастей и при получении статуса авторизованного партнера.

От торговой политики автоконцернов страдают и потребители. Покупатели иномарок за пределами городов-миллионников вынуждены ездить на техобслуживание за сотни километров в салоны официальных дилеров. Граждан беспокоят также цены на запчасти и особенно услуги у официальных дилеров, которые, как заметил глава управления соцсферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев, резко снижаются сразу после окончания срока гарантии. Но при обращении на неавторизованныетехстанции автовладельцы теряют гарантию. «Я, может быть, как потребитель не хочу платить за антураж автосалона, а хочу обслуживаться качественно, но в небольшом гараже», — говорит Кашеваров.

Изучив в 2009–2010 годах десятки договоров между поставщиками крупнейших мировых марок и их официальными дилерами, ФАС у всех увидела признаки злоупотребления. Санкции могут быть очень серьезные, предупредил Анатолий Петрыкин из юридической компании «Вегас-Лекс». По его словам, из года в год растет количество возбужденных и выигранных ФАС дел. «Можно по старой интеллигентской привычке посидеть и подождать, что будет дальше. Но лучше предпринять действия, которые могут минимизировать риски», — рекомендовал юрист. В числе таких мер он посоветовал дистрибьюторам «провести оценку доли компании на рынке по методике ФАС , пересмотреть договоры с дилерами и дилеров с покупателями, согласовать с ФАС торговую политику». Несогласных он предупредил о возможных проверках действий дистрибьюторов, что может вызвать недовольство головных офисов мировых концернов «с возможными оргвыводами».

Директор по развитию дилерской сети компании «Форд Соллерс» Игорь Чикирис возразил, что едва ли не главным критерием отбора дилера является его репутация. «Мы не хотим работать с теми, кто занимается мошенничеством и постоянно создает новые компании, чтобы не платить налоги», — объяснил он причины прекращения 15-летнего сотрудничества с одной из компаний в Татарстане.

Вряд ли рынок готов работать по гарантии с неограниченным кругом независимых техцентров, считает глава юротдела «АвтоВАЗа» Антон Дерюжев. «Независимый сервис сегодня есть, а завтра его нет. Неправильно поставленный шланг может потребовать в дальнейшем замены двигателя. Кому предъявлять претензии? Все ляжет на производителя», — опасается юрист. «80% дел между потребителями и производителями связано с некачественным оказанием услуг дилерами», — поддержал его глава юротдела компании «Рольф-Импорт» Николай Ходаркевич.

Для начала ФАС предлагает разделить продажу автомобилей и их сервисное обслуживание, заявил Федоренко. Условия по аккредитации должны быть размещены на сайте производителя, доступны и понятны для всех дилеров. Нужнытехрегламенты на достаточность услуг при гарантийном обслуживании. Надо навести порядок на рынке запчастей.

Кашеваров призвал производителей и дилеров договориться. Если им это не удастся сделать, «то появится закон». Вполне вероятно, что на отношения между автопроизводителями и дилерами может быть распространен закон «О торговле», который сейчас регулирует преимущественно взаимоотношения между производителями продовольствия и продуктовыми торговыми сетями. «Мы будем последовательны. Наша задача — снижение стоимости услуг для населения», — предупредил замглавы ФАС . Но выступавший на совете глава департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов опасается, что этого не получится: «Как только независимый сервис начнет соблюдать все правила, его цены немедленно вырастут».