АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Амурской области

 

Федеральная антимонопольная служба

Управление по Амурской области

 

26 октября 2017 года                                                                                                г. Благовещенск

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Амурской области

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России, Управление) во исполнение приказа ФАС России от 05.12.2016 № 1718/16 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018 годы» проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог  регионального и межмуниципального значения Амурской области в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». Методическую основу исследования составили методические рекомендации ФАС России по проведению анализа рынка состояния конкурентной среды на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения (исх. № АЦ/40555/17 от 16.06.2017) (далее – Методические рекомендации).

Настоящий анализ включает следующие этапы:

1. Общие положения.

2. Временной интервал исследования товарного рынка.

3. Продуктовые границы товарного рынка.

4. Географические границы товарного рынка.

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

7. Определение барьеров товарного рынка.

8. Определение уровня концентрации товарного рынка.

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

 

1. Общие положения

 Анализ проводится с целью оценки состояния конкурентной среды на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, определения хозяйствующих субъектов и выявления барьеров входа на рынок.

Особенностью данного анализа является то, что в исследовании учитываются исключительно сведения о выполненных и оплаченных в рассматриваемом периоде работах по договорам (контрактам, соглашениям). Данные о таких работах включается в тот год, когда оба этих условия (выполнены и оплачены) исполнены.

Нормативные правовые акты используемые при проведении анализа:

1. Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельных законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах);

2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции);

3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГрК РФ);

4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 № 767 «Об утверждении Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог» (далее - Правила классификации автомобильных дорог);

5. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008) утвержден Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст;

6. Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке);

7. Иные нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в сфере работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог.

Источниками информации, используемыми при проведении данной аналитической работы, являются сведения Министерства транспорта и строительства Амурской области и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рассматриваемом рынке.

 

2. Временной интервал исследования товарного рынка

В связи с тем, что настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рынка работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, которые сложились до момента его проведения, анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования рынка работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Амурской области в соответствии с Методическими рекомендациями является 2015 и 2016 год.

3. Продуктовые границы товарного рынка

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с  пунктом 3.1. Порядка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

Предварительное определение товара проводилось на основе условий договора, заключенного в отношении товара; общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности; а также иных способов, позволяющих однозначно определить товар.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельных законодательные акты Российской Федерации» под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Искусственными дорожными сооружениями являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания «Российские автомобильные дороги» в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление.

Пользователями автомобильных дорог являются физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения.

Под платной автомобильной дорогой понимается автомобильная дорога, использование которой осуществляется на платной основе в соответствии с Законом об автомобильных дорогах.

Под автомобильной дорогой, содержащей платный участок понимается автомобильная дорога, содержащая участок автомобильной дороги, использование которого осуществляется на платной основе в соответствии с Законом об автомобильных дорогах и который ограничен начальным и конечным пунктами, определенными в решении об использовании такого участка автомобильной дороги на платной основе (платный участок автомобильной дороги).

Согласно статье 5 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

  1. автомобильные дороги федерального значения;
  2. автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
  3. автомобильные дороги местного значения;
  4. частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (пункт 2 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах).

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (пункт 3 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах).

Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки (пункт 8 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах).

Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правилами классификации автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 2 Правил автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним разделяются на следующие классы:

а)   автомагистраль;

б)   скоростная автомобильная дорога;

в)   обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога).

Отнесение автомобильной дороги к соответствующему классу осуществляется в соответствии с критериями, установленными статьей 5 Закона об автомобильных дорогах (пункт 3 Правил).

Для автомобильной дороги класса «автомагистраль» устанавливается IA категория.

Для автомобильной дороги класса «скоростная автомобильная дорога» устанавливается 1Б категория.

Для автомобильной дороги класса «обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)» могут устанавливаться IB, II, III, IV и V категории.

Согласно статье 15 Закона об автомобильных дорогах осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 Закона об автомобильных дорогах проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом об автомобильных дорогах.

Согласно положениям статьи 33 Закона об автомобильных дорогах дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Согласно пункту 13 статьи 1 ГрК РФ строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). В соответствии со пунктами 9 и 10 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги; капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

Индивидуальные предприниматели или юридические лица в соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Исходя из этого из всех работ, связанных со сферой дорожной деятельности, работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования федерального значения являются сопоставимыми по введенным критериям, взаимозаменяемыми и могут быть отнесены к одному рынку.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог относится к классу 42 «Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства» подклассу 42.1 «Дороги автомобильные и железные; строительные работы по строительству автомобильных дорог и железных дорог», группам 42.11 «Дороги автомобильные и автомагистрали; строительные работы по строительству автомобильных дорог и автомагистралей».

Таким образом, продуктовыми границами рассматриваемого рынка являются работы исключительно по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.

Следует отметить, что в данном исследовании не учитываются работы по содержанию и текущему ремонту автомобильных дорог, а также дорожная деятельность в отношении искусственных дорожных сооружений.

4. Географические границы товарного рынка

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке географические границы товарного рынка - это границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

При определении географических границ рынка следует учитывать характер рынка, при котором хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (продавец услуг), может предлагать свои услуги, а покупатели, в свою очередь, вправе заключать договор на проведение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог (продавцом услуги).

В соответствии с Методическими рекомендациями, в рамках проведения данного анализа географическими границами рынка работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения определены  административными границами субъектов Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, географическими границами исследуемого рынка определены границы Амурской области.

 

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, включаются генеральные подрядчики (подрядчики), осуществляющие работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту указанных автомобильных дорог.

Сбор информации о хозяйствующих субъектах, действующих на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Амурским  УФАС России осуществлялся в следующем порядке:

1 этап.

На первом этапе исследования Амурское УФАС России определило перечень лиц, действующих на подконтрольной антимонопольному органу территории и осуществлявших функции заказчиков работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, а также запросило информацию об объемах финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, в связи с чем в адрес Правительства Амурской области направило запрос. Информация, Правительства Амурской области представлена в Приложении № 1.

2 этап.

На втором этапе исследования Амурское УФАС России определило перечень генеральных подрядчиков (подрядчиков), действующих на территории Амурской области, осуществлявших работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, а также сведения о контрактах и объемах выполненных работ, в связи с чем в адрес Государственного казенного учреждения управления автомобильных дорог Амурской области «Амурупрадор» (далее – ГКУ «Амурупрадор») направило запрос информации. Информация ГКУ «Амурупрадор» представлена в Приложении № 2.

Также в соответствии с методическими рекомендациями, в целях получения информации об объемах снижения цены договора, контракта (стоимости работ по соглашению) на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения после прохождения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и (или) проверки достоверности определения сметной стоимости, а также по результатам определения исполнителя работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Амурским УФАС России направлен запрос информации в адрес ГКУ Амурупрадор, который единственный на территории Амурской области, осуществляет функции заказчика работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Амурской области. Информация представлена в Приложении №3.

3 этап.

На третьем этапе исследования была получена информация о стоимости выполненных генеральными подрядчиками самостоятельно работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Амурской области, которая представлена в Приложении №4.

Состав участников исследуемого рынка представлен в Таблице 1.

  Таблица 1

Наименование хозяйствующего субъекта

2015  год

2016  год

АО «УСК МОСТ»

АО «УСК МОСТ»

АО «Асфальт»

АО «Асфальт»

ООО «СМУ-22»

ООО «СМУ-22»

ООО «БРУС»

-

Состав участников исследуемого рынка в 2015 году представлен четырьмя, а в 2016 году тремя субъектами хозяйствования, которые выполняли работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Амурской области.

 

6. Определение объема товарного рынка

и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет общего объема рассматриваемого рынка, определенного в продуктовых и географических границах, и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объема товара.

Доля хозяйствующего субъекта (генерального подрядчика (подрядчика), действующего на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения определяется по итогам каждого года (2015 г. и 2016 г.) и рассчитывается как выраженное в процентах отношение объема выполненных работ данного хозяйствующего субъекта к общему объему рассматриваемого рынка за указанные периоды в стоимостном выражении.

Работы, не являющиеся предметом исследования, в том числе по переносу линий электропередач, ремонту и проведению коммуникаций, систем водоснабжения и водоотведения и так далее, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, не включались.

Данные для определения объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на нем определялись исходя из информации, представленной в адрес Амурского УФАС России, участниками исследуемого товарного рынка (генеральными подрядчиками (подрядчиками)).

Объем выполненных работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения по договорам (контрактам) в стоимостном выражении в 2015 году составил  <…> рублей, в 2016 году  <…> рублей, что на 40,9% меньше чем в предыдущем периоде.

Доля, занимаемая хозяйствующими субъектами на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения представлена в таблице 2.

Таблица 2

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Объем выполненных работ по договору (контракту) (руб.)

Доля занимаемая ХС (%)

2015 год

2016 год

2015 год

2016 год

1

АО «УСК МОСТ»

<…>

<…>

<…>

<…>

2

ООО «БРУС»

<…>

<…>

<…>

<…>

3

АО «Асфальт»

<…>

<…>

<…>

<…>

4

ООО «СМУ-22»

<…>

<…>

<…>

<…>

ИТОГО:

<…>

<…>

<…>

<…>

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в 2015 году на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в географических границах Амурской области деятельность осуществляли 4 хозяйствующих субъекта, один из которых <…> занимает значительную долю рынка <…>%. На оставшиеся три хозсубъекта приходится  <…>%.

В 2016 году на рассматриваемом рынке действовали три хозяйствующих субъекта, это АО «Асфальт» с долей <…>%, АО «УСК МОСТ» с долей <…>% и ООО «СМУ-22» с долей <…>%.

Анализ долей хозяйствующих субъектов осуществляющих деятельность на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог регионального и межмуниципального значения Амурской области в разрезе видов выполняемых работ представлен ниже.

В таблице 3 приведены доли, занимаемые хозяйствующими субъектами осуществляющими строительство автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения на территории Амурской области.

Таблица 3

 

Наименование хозяйствующего субъекта

2015 год

2016 год

Объем выполненных работ (руб.)

Доля хозяйствующего субъекта (%)

Объем выполненных работ (руб.)

Доля хозяйствующего субъекта (%)

АО «Асфальт»

<…>

<…>

<…>

<…>

ООО «СМУ-22»

<…>

<…>

<…>

<…>

ИТОГО

<…>

100,00

<…>

100,00

 

В таблице 4 приведены доли, занимаемые хозяйствующими субъектами осуществляющими реконструкция автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения на территории Амурской области.

Таблица 4

 

Наименование хозяйствующего субъекта

2015 год

2016 год

Объем выполненных работ (руб.)

Доля хозяйствующего субъекта (%)

Объем выполненных работ (руб.)

Доля хозяйствующего субъекта (%)

АО «УСК МОСТ»

<…>

<…>

<…>

<…>

АО «Асфальт»

<…>

<…>

<…>

<…>

ИТОГО

<…>

100,00

<…>

<…>

В таблице 5 приведены доли, занимаемые хозяйствующими субъектами осуществляющими капитальный ремонт автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения на территории Амурской области.

Таблица 5

 

Наименование хозяйствующего субъекта

2015 год

2016 год

Объем выполненных работ (руб.)

Доля хозяйствующего субъекта (%)

Объем выполненных работ (руб.)

Доля хозяйствующего субъекта (%)

ООО «БРУС»

<…>

<…>

-

-

ИТОГО

<…>

<…>

х

х

Как показал анализ долей генеральных подрядчиков на исследуемом рынке в разрезе вида выполняемых работ, по строительству автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения доминирующее положение в 2015 и в 2016 году занимает <…> с долями <…>% и <…>% соответственно. На рынке работ по реконструкции автомобильных дорог <…> также занимает значительную долю рынка (<…>%) в 2016 году, а в 2015 году <…> занимает долю <…>%. На рынке капитального ремонта автомобильных дорог деятельность в 2015 году осуществлял один хозяйствующий субъект – ООО «БРУС» с долей 100%. В 2016 году указанные работы на территории Амурской области не проводились.

Также Амурским УФАС России в рамках анализа проанализирован объем работ выполненных по контракту генеральным подрядчиком самостоятельно либо с привлечением субподрядчика.

Информация об объеме выполненных работ генеральным подрядчиком без привлечения субподрядчика отражена в Таблице 6.

   Таблица 6

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Стоимость выполненных работ по договору (контракту) (руб.)

Стоимость работ, выполненных генеральным подрядчиком самостоятельно (руб.)

Доля работ выполненных самостоятельно (%)

2015 год

2016 год

2015 год

2016 год

2015 год

2016 год

1

АО «УСК МОСТ»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

2

ООО «БРУС»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

3

АО «Асфальт»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

4

ООО «СМУ-22»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

ИТОГО:

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

Как показал анализ представленных данных, работы по заключенным контрактам осуществляют собственными силами ООО «СМУ-22» и ООО «Брус», АО «Асфальт» самостоятельно выполнило <…>% в 2015 году и <…>% в 2016 году, а АО «УСК МОСТ» <…>% работ по реконструкции автомобильной дороги «Зея-Тыгда» выполнил с привлечением субподрядчиков.

Для хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке определялась также принадлежность к группе лиц. Хозяйствующие субъекты, действующие на данном рынке и составляющие группу лиц, необходимо рассматривать как один хозяйствующий субъект. На рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в географических границах Амурской области хозяйствующие субъекты составляющие группу лиц не выявлены.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что в 2015 и 2016 годах выявлены субъекты рынка, занимающие долю более 50% и соответственно обладающие признаками доминирующего положения. Следует отметить, что доли занимаемые <…> и <…> не стабильны и подвержены изменениям.

 

6. Определение барьеров входа на товарные рынки

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

Результаты опроса участников товарного рынка работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Амурской области показали следующее.

Основные барьеры входа на рынок работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Амурской области:

  1. Экономические ограничения.

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений. Труднопреодолимый, так как необходимость несения расходов на приобретение строительной техники, основных материалов и оборудования, передислокация организации на место выполнения работ, организация фронта работ в условиях отсутствия авансирования и возможности скорого предъявления затрат обрекает исполнителя привлекать заемные денежные средства, а при их отсутствии отказаться от участия в проекте;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности. Труднопреодолимый, так как затраты на мобилизацию и демобилизацию техники и персонала, как правило оплачиваются заказчиком по устаревшим нормам существенно ниже фактически понесенных затрат. Затраты на закупку основных средств связанных с участием в реализации проекта не компенсируются Заказчиками;

- издержки получения доступа к необходимым ресурсам и правам интеллектуальной собственности,  издержки на получение информации. Преодолимый, так как объекты прав интеллектуальной собственности (проектная документация) как правило, предоставляется заказчиком, получение информации о потенциальных заказчиках и закупках осуществляется бесплатно в соответствии с информационным обеспечением закупок, установленным действующим законодательством РФ. Не всегда имеется возможность доступа к исчерпывающей информации о проекте в виду отсутствия четкого регламентированного перечня исходной документации необходимой для публикации заказчиком в ходе конкурентной процедуры;

- отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке. Труднопреодолимый, в связи с тем что в ходе реализации проектов зачастую сталкиваются со сложившимися региональными монополиями действующими на узкоспециализированном рынке материалов и услуг.

2. Административные ограничения.

- условия лицензирования отдельных видов деятельности. Барьер труднопреодолимый. Несовершенство законодательства в области саморегулирования и лицензирования строительных организаций приводит к откровенному злоупотреблению регуляторов и контрольных органов, что приводит к возникновению существенных расходов на поддержание необходимых допусков к работам;

-    квотирование, является преодолимым барьером;

- предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам. Труднопреодолимый, поскольку несовершенство законодательства в области представления льгот и преференций субъектам малого предпринимательства приводит к ситуациям, когда государственный заказчик формируя планы закупок, вместо обстоятельного подхода и формирования объемов закупок персонализировано для СМП  - определяет это в ответственность Генеральных подрядчиков, оставляя за собой функции контроля. При этом зачастую объемы работ в ответственности Генеральных подрядчиков не могут быть исполнены СМП по определению.

- препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и иных помещений. Является преодолимым. Растянутая процедура взаимодействия ведомств по вопросу отведения земель, изменения их статуса и прочее;

- условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных и муниципальных нужд. Преодолимый. Удельно высокая значимость субъективных критериев (предложение о качественных характеристиках объекта закупки, характеристики материалов применяемых при выполнении работ;

-  экологические ограничения, в том числе запрещение строительства производственных мощностей и объектов. Преодолимый. Получение лицензий на водопользование, оформление экологических документов, выполнение мероприятий по ООС.

Три хозяйствующих субъекта указали на отсутствие барьеров входа на исследуемый рынок.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что на рассматриваемом рынке существуют как труднопреодолимые барьеры так преодолимые.

 

7. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка в соответствии с пунктом 7.1 Порядка используются коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Коэффициент рыночной концентрации определяется как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке:

 

                                  n   

CR=SUM   D,

                               i=1          i

 

 

 

 

 

 

где:

D – выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n – число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Для целей настоящего анализа коэффициент рыночной концентрации рассчитывался для трех крупнейших хозяйствующих субъектов в установленных географических границах – СR3.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

 

                               N             2

HHI=SUM   D,

                            i=1          i

 

 

 

 

 

 

где:

D – выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N – общее число хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана  выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий: при 70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000

- умеренный: при 45% <= CR3 < 70% или 1000 <= HHI < 2000

- низкий: при CR3 < 45% или HHI < 1000.

Расчетные значения коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана для рынка работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог  на территории города Благовещенска Амурской области за 2015, 2016 году представлены в таблицах 7, 8.

  Таблица 7

Показатели уровня концентрации товарного рынка

работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог на территории Амурской области

 за 2015 год

 

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта, ИНН

Доля, %

Коэффициент рыночной концентрации (CR-3)

Индекс Герфиндаля-Гиршмана

Уровень экономической концентрации

1

АО «УСК МОСТ»

<…>

<…>

<…>

высокий

2

АО «Асфальт»

<…>

3

ООО «БРУС»

<…>

     Таблица 8

Показатели уровня концентрации товарного рынка

работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог на территории Амурской области

 за 2016 год

 

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта, ИНН

Доля, %

Коэффициент рыночной концентрации (CR-3)

Индекс Герфиндаля-Гиршмана

Уровень экономической концентрации

1

АО «Асфальт»

<…>

<…>

<…>

высокий

2

АО «УСК МОСТ»

<…>

3

ООО «СМУ-22»

<…>

 

Полученные значения индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана свидетельствуют о том, что исследуемый товарный рынок работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения относится к типу рынков с высокой степенью концентрации, поскольку коэффициент рыночной концентрации в 2015 и 2016 году составил более 70%, значение индекса Герфиндаля-Гиршмана составило в 2015 и 2016 годах <…> и <…> единицу.

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Анализ состояния конкуренции на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Амурской области показал, что рынок  находится в условиях неразвитой конкуренции.

В исследуемый период на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Амурской области на рынке выявлены два крупных хозяйствующих субъекта, <…> с долей <…>% в 2015 году и <…> доля которого в 2016 году превысила 50% и составила <…>%.

Наличие барьеров вхождения на рынок новых хозяйствующих субъектов которые в первую очередь связаны со значительными первоначальными капитальными вложениями в приобретение специализированной строительной техники, основных материалов и оборудования при длительных сроках окупаемости, оказывает влияние на перспективы развития конкуренции на рынке.

На основании изложенного, Амурское УФАС России приходит к выводу, что на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в географических границах Амурской области присутствуют хозяйствующие субъекты с долей более 50% имеющие признаки доминирующего положения.

Результаты проведенного Амурским УФАС России исследования свидетельствуют о том, что товарный рынок работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Амурской области в 2015 и в 2016 году характеризуется высокой степенью концентрации и относится к типу рынков с неразвитой конкуренцией.