• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива в Амурской области.

Амурское УФАС России, во исполнение приказа ФАС России от 05.12.2016  № 1718/16 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018 годы» провело анализ состояния конкурентной среды на локальных розничных рынках дизельного топлива в Амурской области.

Цель анализа – установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК) на розничных рынках дизельного топлива Амурской области, анализ состояния конкуренции на данных товарных рынках.

Анализ проведен в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее – Порядок), утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Методическую основу исследования составили Методические рекомендации ФАС России (от 29.03.2018 № ЦА/21393/18) по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива.

Анализ товарного рынка проводился в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее - ОКВЭД).
  3. Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

В качестве источников исходной информации при анализе исследуемого товарного рынка использовались сведения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной реализации дизельного топлива на территории Амурской области; сведения Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; сведения администраций городов и районов Амурской области; статистические данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области; результаты ранее проведенных Амурским УФАС России исследований состояния конкуренции на исследуемом товарном рынке (информация представлена в перечне на странице 14-16 аналитического отчета).

Исследование состояния конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива в Амурской области проводилось в соответствии с Порядком и включает в себя следующие этапы:

 

  1. Определение временного интервала исследования товарного рынка.
  2. Определение продуктовых границ товарного рынка.
  3. Определение географических границ товарного рынка.
  4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей.
  5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.
  6. Определение уровня концентрации товарного рынка.
  7. Определение барьеров входа на товарный рынок.
  8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

 

1. Временной интервал исследования

В связи с тем, что настоящее исследование ограничивается изучением характеристик розничных рынков дизельного топлива, которые сложились до момента его проведения, анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования розничных рынков дизельного топлива в Амурской области в соответствии с приказом ФАС России от 05.12.2016 № 1718/16 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018 годы» и Методическими рекомендациями ФАС России определен период с 01.01.2017 по 31.12.2017.

 

2. Продуктовые границы рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке. Данная процедура в соответствии с пунктом 3.1 Порядка включает в себя:

  • предварительное определение товара;
  • выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
  • определение взаимозаменяемых товаров.

В целях настоящего исследования товар предварительно определен как автомобильные бензины.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденную приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, розничная торговля дизельным топливом классифицирована в группе 47.30. «Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах». Эта группировка включает:

- розничную торговлю топливом для автомобилей и мотоциклов в специализированных магазинах;

- розничную торговлю смазочными материалами и охлаждающими жидкостями для автотранспортных средств.

Дизельное топливо предназначено для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТ по дизельному топливу определяет область применения дизельного топлива как моторного топлива для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей…»).

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0°С и выше; 3 (зимнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20°С и выше (t застывания топлива не выше минус 35°С) и минус 30°С и выше (t застывания топлива не выше минус 45°С); А (арктическое) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50°С и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение - топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей. При переходе с одной марки на другую двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (ГОСТ 1510).

Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов и покупателей при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений климатических условий потребления, представляет собой один товар.

Реализация брендированного дизельного топлива марок Ultimate, Pulsar,              V-Power, G-Drive, Экто на территории Амурской области в 2017 году не осуществлялась.

В целях исключения взаимозаменяемости дизельного и газового топлива следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка, что требует дополнительных финансовых затрат. К существенным недостаткам газобаллонных автомобилей можно отнести уменьшение грузоподъемности автомобиля и повышение его пожароопасности. Также нельзя не учитывать тот факт, что расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях Амурской области возможность заправки данным видом топлива отсутствует.

На основании вышеизложенного, с учетом целей настоящего исследования, продуктовыми границами исследуемого рынка будет являться дизельное топливо.

 

3. Географические границы рынка

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели приобретают или имеют экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеют такой возможности за ее пределами. В качестве товара в данном случае выступает дизельное топливо.

Процедура определения границ товарного рынка в соответствии с пунктом 4.1 Порядка включает в себя:

  • предварительное определение географических границ товарного рынка;
  • выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателями;
  • определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Автозаправочные станции прочно связаны с земельными участками, на которых они расположены, и перемещение реализуемых ими нефтепродуктов потребителям исключено. Данная специфика товара определяет тот факт, что потребители сами едут на АЗС для его приобретения (заправки автомобиля). С точки зрения экономической возможности (целесообразности) приобретения товара для розничного покупателя учитывается и то, что на поездку до АЗС для заправки автомобиля требуется затратить определённое количество топлива. При этом дальность поездки имеет существенное значение, так как это связано с дополнительным расходом топлива, а значит денежных средств и времени, что также является существенным фактором, так как в большинстве случаев покупка товара владельцами автомобилей осуществляется на регулярной основе.

Площадь Амурской области составляет 361,9 тыс. кв. км. Территории муниципальных образований в области значительно удалены друг от друга. Большая часть АЗС на территории области располагается вдоль автотрасс, соединяющих населенные пункты.

Розничный рынок дизельного топлива определен как локальный в связи с экономической целесообразностью его приобретения на определенной территории, где расходы на приобретение топлива не приводят к увеличению его стоимости для потребителя более чем на 10%, и его географические границы определены границами муниципальных районов и городских округов Амурской области. В настоящее время в составе Амурской области находится 20 районов и 9 городских округов.

 

4. Состав хозяйствующих субъектов

Продавцами на розничных рынках дизельного топлива в Амурской области являются хозяйствующие субъекты, осуществлявшие в 2017 году деятельность по розничной торговле дизельным топливом на АЗС единичным количеством товара (дизельным топливом) преимущественно для личного использования.

Покупателями на розничных рынках дизельного топлива являются физические и юридические лица, приобретающие дизельное топливо единичного количества преимущественно для личного использования.

Амурское УФАС России для определения перечня хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом товарном рынке, использовало информацию, представленную хозяйствующими субъектами, сведения Амурстата,  Управления Ростехнадзора, а также администраций городов и районов Амурской области. В ходе формирования информационной базы для оценки состояния конкуренции на товарном рынке территориальным управлением было сделано более 80 запросов хозяйствующим субъектам.

   Таблица 1

Количество хозяйствующих субъектов в разрезе локальных рынков розничной реализации дизельного топлива на территории Амурской области

 

Наименование

 

Количество хозяйствующих субъектов

Количество АЗС

Численность населения, тыс. человек

(на 01.01.2018 г.)

Количество АЗС на 1000 человек

Амурская область

33

146

798,4

0,18

Города

 

 

 

 

Благовещенск

11

41

230,4

0,18

Белогорск

6

17

66,7

0,26

Зея

3

4

23,3

0,17

Райчихинск

3

4

20,1

0,20

Свободный

6

9

53,7

0,17

Тында

3

6

33,1

0,18

Шимановск

5

6

18,6

0,32

п.г.т. Прогресс

1

1

11,8

0,09

ЗАТО Циолковский

1

1

6,5

0,15

Районы

 

 

 

 

Архаринский

1

2

14,6

0,14

Белогорский

2

2

17,7

0,11

Благовещенский

3

4

26,9

0,15

Бурейский

3

6

20,3

0,30

Завитинский

2

3

14,4

0,21

Зейский

1

1

14,7

0,07

Ивановский

5

6

23,9

0,25

Константиновский

1

1

12,5

0,08

Магдагачинский

1

4

20,2

0,20

Мазановский

3

3

13,2

0,23

Михайловский

2

2

13,7

0,15

Октябрьский

3

3

18,3

0,16

Ромненский

1

1

8,1

0,12

Свободненский

1

2

14,2

0,14

Селемджинский

2

3

10,3

0,29

Серышевский

3

3

24,4

0,12

Сковородинский

4

7

27,1

0,26

Тамбовский

2

2

21,5

0,09

Тындинский

1

1

13,5

0,07

Шимановский

1

1

5,2

0,19

 

Согласно полученной информации на территории Амурской области в 2017 году насчитывалось 33 хозяйствующих субъекта, осуществлявших деятельность на розничном рынке автомобильных бензинов, из них 30 субъектов являются независимыми – 79 АЗС;  2 хозяйствующих субъекта входят в одну группу лиц с вертикально интегрированными нефтяными компаниями: АО «ННК-Амурнефтепродукт» (ВИНК АО «Независимая нефтегазовая компания (ННК)»); ООО «РН-Востокнефтепродукт» (ВИНК ПАО «НК «Роснефть»).

В разрезе исследуемых локальных рынков численность действующих хозяйствующих субъектов на товарном рынке колеблется от 1 до 11 единиц, наибольшая численность зафиксирована в границах административного центра Амурской области – г. Благовещенска, где осуществляют деятельность 11 хозяйствующих субъектов. Реализация нефтепродуктов по области в целом производилась через 146 автозаправочных станций. В среднем на 1000 жителей в исследуемом периоде пришлось 0,18 АЗС.

 

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

Объем исследуемого товарного рынка в соответствии с пунктом 6.1 Порядка определен как сумма объемов продаж дизельного топлива в географических границах локальных рынков и Амурской области в целом. Объем товарных ресурсов, реализованных субъектами розничного рынка дизельного топлива, оценивался в натуральном выражении в литрах.

Количественные показатели, характеризующие структуру розничного рынка дизельного топлива (число хозяйствующих субъектов, объем товарного рынка, доля каждого субъекта на рынке), рассчитывались на основании данных, представленных хозяйствующими субъектами, и сведений администраций муниципальных образований Амурской области.

   Таблица 2

Объем реализации дизельного топлива через розничную сеть в разрезе локальных рынков Амурской области в 2017 году

Наименование муниципального образования

Объем продаж дизельного топлива,

в литрах

Наименование муниципального образования

Объем продаж дизельного топлива,

 в литрах

Благовещенск

<…>

Зейский район

<…>

Белогорск

<…>

Ивановский район

<…>

Зея

<…>

Константиновский район

<…>

Райчихинск

<…>

Магдагачинский район

<…>

Свободный

<…>

Мазановский район

<…>

Тында

<…>

Михайловский район

<…>

Шимановск

<…>

Октябрьский район

<…>

п.г.т. Прогресс

<…>

Ромненский район

<…>

ЗАТО Циолковский

<…>

Свободненский район

<…>

Селемджинский район

<…>

Архаринский район

<…>

Серышевский район

<…>

Белогорский район

<…>

Сковородинский район

<…>

Благовещенский район

<…>

Тамбовский район

<…>

Бурейский район

<…>

Тындинский район

<…>

Завитинский район

<…>

Шимановский район

<…>

Амурская область, всего

<…>

 

В 2017 году объем реализации дизельного топлива через сеть автозаправочных станций на территории Амурской области составил <…> литра. Среди локальных рынков Амурской области наибольшим объемом продаж выделяется рынок в географических границах г. Благовещенска, удельный вес которого к общему объему по Амурской области составил <…> %.

В исследуемом временном интервале чуть более половины объема дизельного топлива (<…> %) было реализовано на территории городских округов Амурской области, остальные <…> % приходятся на муниципальные районы области. Подобное распределение объемов обусловлено развитостью и густозаселенностью городов по сравнению с сельской местностью, а следовательно, более высоким спросом. Также сказывается специфика размещения АЗС по территории области: предприниматели и организации не охотно идут на строительство заправочных станций в удаленных и слабозаселенных районах по причине их экономической нецелесообразности.

В 2017 году на розничных локальных рынках реализации дизельного топлива в Амурской области выявлено 5 хозяйствующих субъектов, доля которых на указанных рынках превышала 35 процентов (таблица 4).

   Таблица 3

Перечень хозяйствующих субъектов, имеющих долю

на локальном рынке более 35 процентов

                

Наименование хозяйствующего субъекта

Доля на рынке, %

Наименование хозяйствующего субъекта

Доля на рынке, %

Городские округа

 

Районы

 

Благовещенск

 

Ивановский

 

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

<…>

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

<…>

Белогорск

 

Константиновский

 

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

<…>

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

<…>

Зея

 

Магдагачинский

 

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

<…>

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

<…>

Райчихинск

 

Мазановский

 

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

<…>

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

<…>

Свободный

 

Михайловский

 

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

<…>

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

<…>

Тында

 

Октябрьский

 

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

<…>

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

<…>

ООО «Тындинская нефтяная компания»

<…>

Шимановск

 

Ромненский

 

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

<…>

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

<…>

пгт Прогресс

 

Свободненский

 

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

<…>

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

<…>

ЗАТО Циолковский

 

Селемджинский

 

ООО "РН-Востокнефтепродукт"

<…>

ИП Палий Ф.Н.

<…>

Районы

 

 

 

Архаринский

 

Серышевский

 

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

<…>

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

<…>

Белогорский

 

Сковородинский

 

ООО "РН-Востокнефтепродукт"

<…>

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

<…>

Благовещенский

 

Тамбовский

 

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

<…>

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

<…>

Бурейский

 

Тындинский

 

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

<…>

ООО "Фантом"

<…>

Завитинский

 

Шимановский

 

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

<…>

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

<…>

 

Лидирующие позиции среди прочих хозяйствующих субъектов занимает                 АО «ННК-Амурнефтепродукт». Общество занимает устойчивое доминирующее положение на всех локальных рынках, за исключением Белогорского, Селемджинского, Тындинского районов, ЗАТО Циолковский. Связано это прежде всего с тем, что АО «ННК-Амурнефтепродукт» помимо налаженных хозяйственных связей в сфере поставок нефтепродуктов обладает необходимой материальной базой: обществу принадлежит абсолютное большинство ёмкостей, предназначенных для хранения нефтепродуктов в регионе. Автозаправочные станции общества расположены в большинстве городов и районов Амурской области, исключение составляют Зейский,  Селемджинский, Тындинский районы и ЗАТО Циолковский.

Сведения о составе участников рынка дизельного топлива в Амурской области и объемах их реализации в 2017 году представлены в Приложении 1.

 

6. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации исследуемых локальных рынков использовался коэффициент рыночной концентрации (CR-3) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

,

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

,

где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

                                    Таблица 4

Коэффициент рыночной концентрации и индекс Герфиндаля-Гиршмана на розничных рынках дизельного топлива  Амурской области

 

Название муниципального образования

Коэффициент рыночной концентрации

 (CR-3)

Индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

Уровень концентрации товарного рынка

Город

 

 

 

Благовещенск

<…>

<…>

высокий

Белогорск

<…>

<…>

высокий

Зея

-

<…>

высокий

Райчихинск

<…>

<…>

высокий

Свободный

<…>

<…>

высокий

Тында

<…>

<…>

высокий

Шимановск

<…>

<…>

высокий

пгт Прогресс

-

<…>

высокий

ЗАТО Циолковский

-

<…>

высокий

Район

 

 

 

Архаринский

-

<…>

высокий

Белогорский

<…>

<…>

высокий

Благовещенский

<…>

<…>

высокий

Бурейский

<…>

<…>

высокий

Завитинский

<…>

<…>

высокий

Зейский

-

-

-

Ивановский

<…>

<…>

высокий

Константиновский

-

<…>

высокий

Магдагачинский

-

<…>

высокий

Мазановский

<…>

<…>

высокий

Михайловский

-

<…>

высокий

Октябрьский

<…>

<…>

высокий

Ромненский

-

<…>

высокий

Свободненский

-

<…>

высокий

Селемджинский

-

<…>

высокий

Серышевский

<…>

<…>

высокий

Сковородинский

<…>

<…>

высокий

Тамбовский

-

<…>

высокий

Тындинский

-

<…>

высокий

Шимановский

-

<…>

высокий

 

Исходя из расчетных значений коэффициента рыночной концентрации, рассматриваемый рынок дизельного топлива в разрезе локальных рынков Амурской области следует оценивать как высококонцентрированный.

На 10 товарных рынках коэффициент рыночной концентрации соответствует 100 %, что говорит о действии на товарном рынке трех хозяйствующих субъектов. Имеются локальные рынки, где коэффициент рыночной концентрации определить невозможно, так как на данных рынках действует менее трех хозяйствующих субъектов.

Оценка уровня концентрации по локальным розничным рынкам дизельного топлива Амурской области в соответствии с индексом рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана не противоречит оценке, которая была сделана на основе коэффициента рыночной концентрации (CR-3). Таким образом, можно сделать вывод, что все исследуемые рынки относятся к высококонцентрированному типу рынков. В географических границах Архаринского, Константиновского, Магдагачинского, Ромненского, Свободненского, Шимановского, Тындинского районов, ЗАТО Циолковский и пгт. Прогресс выявлена высокая концентрация рынка (HHI=10000), так как указанные локальные рынки являются монополизированными и на них действует по одному хозяйствующему субъекту.

 

7. Барьеры входа на товарный рынок

 

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (определение барьеров входа на товарный рынок), в соответствии с пунктом 8.1 Порядка включает выявление наличия или отсутствия барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок и определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Амурское УФАС России в рамках исследования рынка розничной реализации нефтепродуктов в Амурской области провело опрос хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, на предмет наличия барьеров, с которыми они сталкиваются в процессе осуществления деятельности, а также барьеров входа на данный рынок новых участников.  24 участника рынка указали на наличие барьеров, с которыми им приходится сталкиваться при осуществлении деятельности на розничных рынках нефтепродуктов.

  • Обобщив полученную информацию, Амурское УФАС России пришло к выводу, что большинство хозяйствующих субъектов на исследуемом товарном рынке сталкивается с труднопреодолимыми барьерами административного, экономического и прочего характера, а именно:
  • присутствие на рынке вертикально интегрированных нефтяных компаний                    АО «ННК» и ПАО «НК «Роснефть», обладающих значительным рыночным потенциалом и способных оказывать влияние на ценообразование независимых компаний (75 % респондентов);
  • необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений  при длительных сроках окупаемости этих вложений                (58,3 % респондентов);
  • трудности в отведении и оформлении земельного участка под строительство АЗС, выражающееся в большом объеме запрашиваемого пакета документов и продолжительности рассмотрения заявок (41,7 % респондентов);
  •  получение лицензии, условия лицензирования (37,5 % респондентов);
  • экологические барьеры, связанные со спецификой товара в рамках исследуемых продуктовых границ, а именно его огнеопасность, взрывоопасность, способность наносить вред окружающей среде и здоровью человека. Экологические барьеры тем самым оказывают влияние на размещение АЗС в границах муниципальных образований (16 % респондентов);
  • стандарты, предъявляемые к качеству нефтепродуктов (4,2% респондентов).

Среди прочих барьеров можно выделить наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);

издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности; а также неразвитость объектов инфраструктуры, заставляющая мелких розничных продавцов  в связи с отсутствием у них собственных нефтехранилищ приобретать топливо на нефтебазах более крупных продавцов по установленным ими ценам.

Существенное влияние на развитие конкуренции в отдельных районах Амурской области оказывает низкая  плотность населения и отсутствие железной дороги, а также дорог с асфальтовым покрытием для беспрепятственной доставки нефтепродуктов на АЗС в северных районах (Селемджинский, Тындинский, Зейский районы), что влечет за собой дефицит АЗС.

 

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

Проведенный анализ состояния конкурентной среды на розничных локальных рынках дизельного топлива Амурской области показал, что высокий уровень экономической концентрации сохраняется на всей ее территории. Присутствие на рынке вертикально-интегрированных нефтяных компаний                АО «ННК-Амурнефтепродукт» (АО «ННК») и ООО «РН-Востокнефтепродукт» (ПАО «НК «Роснефть»), сложившиеся хозяйственные связи являются факторами, препятствующими развитию эффективного рыночного механизма и ограничивающими развитие конкуренции в данной сфере.

Главной особенностью рынка нефтепродуктов Амурской области является отсутствие на ее территории первичного рынка, где в качестве продавцов выступали бы нефтеперерабатывающие заводы и предприятия, а так же их сбытовые структуры. Отсутствие хозяйствующих субъектов (производителей) в данном секторе экономики Амурской области на первичном товарном рынке обусловлено высокими входными барьерами. Для организации бизнеса в области нефтепереработки требуются большие капитальные вложения. В настоящее время формирование объемов оптового рынка происходит за счет нефтепродуктов, исключительно ввозимых на территорию Амурской области из других регионов. Данный факт является определяющим как для формирования розничного рынка дизельного топлива Амурской области, так и для локальных рынков. Основные поставки нефтепродуктов осуществляются из наиболее близко расположенных регионов к территории Амурской области, на которых действуют нефтеперерабатывающие предприятия, а именно из Хабаровского края и Иркутской области.

Розничный рынок дизельного топлива в Амурской области характеризуется сезонностью спроса на рынке. Так, наибольший объем потребления дизельного топлива в году приходится на 3 и 4 квартал, что связано с наличием большого числа сезонных потребителей - сельхозпроизводителей, золотодобывающих артелей, лесозаготовительных компаний, физических лиц.

Плотность размещения АЗС на территории Амурской области в границах муниципальных образований различна. В крупных населенных пунктах, особенно в  г. Благовещенске, ощущается избыток АЗС, в то время как в селах области, в ее северных районах количество АЗС недостаточно.

Структура исследуемых рынков характеризуется высокой рыночной долей                             АО «ННК-Амурнефтепродукт», которое входит в одну группу лиц с АО «ННК».

Основные преимущества АО «ННК-Амурнефтепродукт» заключаются в наличии прочных связей с поставщиками нефтепродуктов и необходимой материальной базы. Обществу принадлежит абсолютное большинство емкостей, предназначенных для хранения нефтепродуктов в Амурской области. Автозаправочные станции АО «ННК-Амурнефтепродукт» расположены почти во всех городах и районах. Структуризация данного предприятия осуществляется по географическому признаку и максимально ориентирована на потребителя. Таким образом,  АО «ННК-Амурнефтепродукт» имеет возможность оказывать влияние на общие условия обращения нефтепродуктов в области, в том числе на уровень цен.

Независимым участникам розничного рынка реализации нефтепродуктов приходится на постоянной основе проводить различные  мероприятия для повышения своей конкурентоспособности и стимулирования повышения объемов продаж, в том числе: использовать гибкую ценовую политику (снижение цен, системы скидок), улучшать качество обслуживания на АЗС, приобретать оборудование для обслуживания с помощью пластиковых карт, устанавливать на АЗС банковские терминалы, приобретать собственные подъездные пути в целях снижения затрат на перевозку нефтепродуктов и прочее.

Таким образом, в настоящее время на исследуемом товарном рынке происходит смещение акцентов в конкурентной борьбе хозяйствующих субъектов за потребителя. Если раньше упор делался преимущественно на количественную составляющую (развитие сети, увеличение числа розничных точек), то теперь все большее значение приобретает качественная сторона (соответствие топлива современным стандартам качества, набор дополнительных услуг и уровень сервиса на заправочных станциях). При этом по мере роста конкуренции и развитии дополнительного сервиса на АЗС доля услуг в общей сумме чистого дохода, получаемого от станции, постепенно увеличивается.

Создание благоприятных условий для развития конкуренции на рынке розничной реализации дизельного топлива в Амурской области, ограничение недобросовестной ценовой конкуренции и пресечение монополистической деятельности находится на постоянном контроле Амурского УФАС России.