• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Протокол заседания от 27.08.2015

ПРОТОКОЛ

 

ЗАСЕДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА

ПРИ УПРАВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ

СЛУЖБЫ ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

27 августа 2015 года                                                                                    г. Благовещенск

 

Сопредседатель ОКС,

Руководитель Амурского УФАС России                                                  А.С. Дегодьев

 

Ответственный секретарь:

Заместитель руководителя

Амурского УФАС России                                                                          Н.В. Горячева

 

Присутствовали:

 

Члены совета:

- Давыдов Сергей Анатольевич – заместитель председателя Амурского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства  «ОПОРА РОССИИ»;

- Доценко Виктор Степанович – член Совета предпринимателей при администрации Октябрьского района Амурской области; генеральный директор ОАО «Октябрьский элеватор»;

- Степанова Оксана Викторовна – уполномоченный по защите прав предпринимателей в Амурской области; председатель Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве Амурской области;

- Хорошилов Сергей Иннокентьевич – исполнительный директор некоммерческого партнёрства «Амурская ассоциация лесопромышленников».

 

 

1. «25 лет антимонопольному регулированию в России»

(Доклад прилагается)

______________________________________________________________

(А.С. Дегодьев)

 

С докладом «25 лет антимонопольному регулированию» выступил сопредседатель Совета, руководитель Амурского УФАС России А.С. Дегодьев.

Александр Сергеевич рассказал об истории развития антимонопольного органа и конкурентного законодательства в России и о праздновании 25-летия антимонопольного регулирования в России.

История антимонопольного регулирования в России берет свое начало 14 июля 1990 года. 25 лет назад в соответствии с законом «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России) был утвержден в Перечне республиканских министерств и госкомитетов.

С течением времени антимонопольный орган сменил несколько организационных форм и названий. В марте 1997 года его переименовали в Государственный антимонопольный комитет (ГАК России). В 1998 году ГАК России преобразовали в Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).

В марте 2004 года министерство упразднили, взамен образовав Федеральную антимонопольную службу (ФАС России). Ее руководителем по настоящее время является Игорь Юрьевич Артемьев.

          Последние десятилетия ФАС России изучала богатый опыт зарубежных стран, накопленный столетиями. И, несмотря на небольшой срок существования конкурентного права в России, оно уже прошло несколько этапов становления.

          Первым этапом считается принятие в 1991 году Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот Закон определил основные положения антимонопольной политики, направленные на пресечение злоупотреблений доминирующим положением на товарных рынках и на запрет недобросовестной конкуренции.        

          Следующим этапом стало создание конституционных норм конкурентного права: статья 8 Конституции РФ выступает гарантом единого экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности, а статья 34 Конституции запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

         Принятие в 1995 году Федерального закона «О рекламе» стало третьим этапом развития российского антимонопольного законодательства. Он ввел комплексное регулирование отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы в нашей стране. В 2006 году была разработана новая редакция Закона о рекламе, которая эффективно работает в нынешних условиях.

        Дополнением системы российского конкурентного законодательства стал Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», определивший особенности антимонопольного контроля на финансовых рынках.

         Также докладчик упомянул Закон о естественных монополиях.

         К 2000 году сформировалась нормативно-правовая база, регулирующая полномочия антимонопольных органов.

         Первой задачей, образованной в 2004 году Федеральной антимонопольной службы, стояла унификация антимонопольного законодательства. Итогом этой деятельности стал Федеральный закон «О защите конкуренции».

С момента вступления в законную силу закона «О защите конкуренции» были внесены 3 блока поправок, и сейчас готовится к принятию Четвёртый пакет.

           Сегодня Федеральная антимонопольная служба на новом витке развития. Речь идёт о слиянии ФАС России и ФСТ России.

          А.С. Дегодьев рассказал о разработанном ФАС России Стандарте развития конкуренции в субъектах РФ. Согласно дорожной карте «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», с 2015 года положения Стандарта начали реализовывать все субъекты Российской Федерации. В этой связи 4 ноября 2014 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации № 705, в соответствии с положениями которого результаты деятельности исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции на основе Стандарта развития конкуренции являются одним из показателей для оценки эффективности деятельности их руководителей.

В Амурской области при Правительстве создан Совет по внедрению на территории Амурской области Стандарта развития конкуренции, который возглавила Марина Владимировна Дедюшко.

          ФАС России активно развивает сотрудничество с зарубежными конкурентными ведомствами.

В Амурской области в июне этого года в рамках развития международного сотрудничества впервые состоялась двухсторонняя встреча представителей ФАС России и ГТПАУ Китая. Встреча прошла в г. Благовещенске и г. Хэйхэ.

           В честь 25-летия антимонопольного регулирования в России Федеральная антимонопольная служба проводит масштабные мероприятия международного, всероссийского и регионального уровня.

           В сентябре 2015 года в рамках «Недели конкуренции в России» состоятся основные мероприятия, посвященные этой дате знаменательной дате.

         Совместно с Ресурсным центром «Инфраструктура благотворительности» ФАС России организован I Всероссийский марафон «Конкуренция глазами детей».

          30 июля 2015 года в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и 25-летия антимонопольного регулирования в РФ состоялось восхождение сотрудников службы на Эльбрус.

          В настоящее время проходит завершающий этап I Всероссийского конкурса среди российских СМИ «Открытый взгляд на конкуренцию».        

          И в завершение,  А.С. Дегодьев отметил  роль общественных и некоммерческих объединений и организаций, предпринимательских сообществ, общероссийских народных движений в формировании и развитии Современного конкурентного пространства в России. При ФАС России и территориальных органах созданы и работают Общественно-консультативные и экспертные советы.

          В честь 25-летия антимонопольного регулирования в России А.С. Дегодьев высказал слова благодарности за работу и вклад в развитие честной и здоровой конкуренции в Амурской области.

          По завершению доклада,  члены Общественно-консультативного совета отметили роль каждого из антимонопольных пакетов и подчеркнули значимость работы антимонопольной службы с представителями некоммерческих объединений и бизнес-ассоциаций, которая направлена на формирование понимания принципов конкурентного права.

 

2. «Региональный протекционизм»

(Доклад прилагается)

______________________________________________________________

(Н.В. Горячева)

 

Наталья Васильевна рассказала о региональном протекционизме как антиконкурентных действиях органов власти на алкогольном рынке.

Федеральная антимонопольная служба в соответствии с проектом плана мероприятий по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке приступила к подготовке доклада в Правительство РФ о проявлениях регионального протекционизма на территориях отдельных субъектов РФ.

Цель доклада – разработка и предложение системных мер для реализации на уровне Российской Федерации механизмов и способов пресечения регионального протекционизма, для создания возможностей развития рынков и конкуренции в условиях принятия ряда ограничительных мер и исполнения задач по снижению уровня потребления алкогольных напитков.

Любой товарный рынок нуждается в развитии, в защите от недобросовестной конкуренции, от излишних административных барьеров и антиконкурентных действий органов власти.

Алкогольный рынок — особый случай. Его специфичность заключается в том, что с одной стороны его нужно развивать, а с другой — исполнять государственную задачу по снижению уровня потребления населением алкогольных напитков.

В федеральных государственных программах используется термин «протекционизм» в сочетании со словом государственный. И действительно, в словарях приводится следующее значение «Протекциони́зм»— политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.

Однако, при том, что протекционизм – это политика защиты, поддержка,  но, главное, чтобы данное явление не переродилось в региональный протекционизм, который может стать угрозой единству экономического пространства, перемещению товаров, свободе экономической деятельности в государстве.

По мнению ФАС России, региональный протекционизм – это совместные или индивидуальные антиконкурентные действия органов власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов или их союзов, сообществ, ассоциаций, направленные на создание преимуществ, преференций для ведения хозяйственной деятельности отдельным участникам рынков и (или) установление барьеров другим.

По мнению экспертов, региональный протекционизм проявляется в различных формах.

Например, «добровольная» сертификация и маркировка, установление отдельных запретов (временных, территориальных, ассортиментных), указания на увеличение объемов продаж товаров местного производителя.

Письмом ФАС России территориальным органам поручено обсудить с представителями предпринимательских сообществ поставленные вопросы на заседании Общественно-консультативного Совета.

Правовой основой  для данного вопроса являются:

ст.8 Конституции РФ – гарантирующая единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, поддержку конкуренции, свободную экономическую деятельность;

ст. 333.33 Налогового Кодекса РФ, где установлены размеры государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая пошлину за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции - 65 000 рублей за каждый год срока действия лицензии;

Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», регулирующий отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции;

Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425 «Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции»;

Ст. 15 Закона «О защите конкуренции».

Нормативным правовым актом, регулирующим рассматриваемые правоотношения в Амурской области является Закон Амурской области от 25.09.2014 № 403-ОЗ «О некоторых вопросах регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Амурской области». Данный закон прошел нормоконтроль в Верховном Суде РФ, Определением которого от 25.02.2015 года сделан вывод о соответствии закона области нормам 171-ФЗ, 135-ФЗ.

В Амурское УФАС России не поступало обращений по проявлению регионального протекционизма органами власти. В случае, если соответствующие обращения поступают в предпринимательские сообщества, Н.В. Горячева предложила направлять их в антимонопольный орган для принятия мер.

Анализ нормативных правовых актов области показал, что в Амурской области нет актов, которые бы препятствовали вхождению на рынок продукции других регионов.

По завершению,  докладчик Н.В. Горячева ответила на вопросы, интересующие членов Общественно-консультативного совета, которые в свою очередь приняли  участие в обсуждении ситуации, сложившейся в сфере алкогольного рынка Амурской области.

 

РЕШИЛИ:

 

1. Принять к сведению доклад руководителя Амурского УФАС России А.С. Дегодьева «25 лет антимонопольному регулированию в России».

2. Принять к сведению доклад заместителя руководителя Амурского УФАС России Н.В. Горячевой «Региональный протекционизм».

 

 

Руководитель Амурского УФАС России                                                  А.С. Дегодьев

 

 

Дата проведения Совета: 
27 августа 2015, 16:00