Протокол заседания от 16.06.2016

ПРОТОКОЛ

 

ЗАСЕДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА

ПРИ УПРАВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ

СЛУЖБЫ ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

16 июня  2016 года                                                                                             г. Благовещенск

 

Сопредседатель ОКС,

Руководитель Амурского УФАС России                                                            А.С. Дегодьев

 

Ответственный секретарь:

Заместитель руководителя

Амурского УФАС России                                                                                    Н.В. Горячева

 

 

Кворум имеется.

 

В повестку заседания включены следующие вопросы:

1. Об антимонопольном контроле при предоставлении  государственных или муниципальных преференций – начальник отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти  Амурского УФАС России В.К. Фирстов.

           2. Важные изменения законодательства о государственных закупках – начальник отдела контроля закупок Амурского УФАС России Т.Г. Малыгина.

 

1. Об антимонопольном контроле при предоставлении  государственных или муниципальных преференций (доклад прилагается)

______________________________________________________________

          (В.К. Фирстов)

 

Начальник отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти  Амурского УФАС России В.К. Фирстов рассказал о понятии «государственная (муниципальная) помощь («преференция»), порядке предоставления государственной и муниципальной преференции, практике согласования преференций Амурским УФАС России и рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Понятие «государственная (муниципальная) помощь (с 2009 года «преференция») появилось в российском законодательстве в 2006 году, с вступлением в силу Закона «О защите конкуренции».

Согласно пункту 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») под государственной или муниципальной преференцией понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями (далее - органы власти) отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Органы власти в рамках реализации своих полномочий по разным основаниям и по различным процедурам могут передавать хозяйствующим субъектам денежные средства, имущество, имущественные льготы, налоговые льготы, гарантии, иные объекты гражданских прав. Во многих случаях такая передача подпадает под понятие государственной или муниципальной преференции.

Исходя из вышеприведенного понятия к ключевым признакам государственной и муниципальной преференции, на основании которых она подлежит  антимонопольному контролю, можно отнести:

- избирательность;

- использование государственных ресурсов;

- извлечение преимущества (пользы) хозяйствующим субъектом;

- нарушение условий конкуренции.

Порядок предоставления государственной и муниципальной преференции регламентирован главой 5 Закона «О защите конкуренции», включающей в себя 3 статьи.

Статья 19 Закона «О защите конкуренции» определяет цели предоставления преференций, случаи, когда согласование преференции антимонопольным органом не требуется, а также случаи, когда предоставление преимущества хозяйствующим субъектам со стороны органов власти не является государственной или муниципальной преференцией.

Согласно части 1 статьи 19 Закона «О защите конкуренции» государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов органов власти исключительно в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) развития образования и науки;

3) проведения научных исследований;

4) защиты окружающей среды;

5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

7) развития физической культуры и спорта;

8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

9) производства сельскохозяйственной продукции;

10) социального обеспечения населения;

11) охраны труда;

12) охраны здоровья граждан;

13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

13.1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Отдельной нормой указанной статьи установлен запрет на использование государственной или муниципальной преференции в целях, не соответствующих указанным в заявлении о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции целям.

Как установлено частью 3 статьи 19 Закона «О защите конкуренции» государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 данной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

1) на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу (100 000 рублей в соответствии с Указанием Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»);

4) в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Преференцией согласно части 4 статьи 19 Закона «О защите конкуренции» не является:

1) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, организованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

2) передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций;

3) закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) предоставление имущества или иных объектов гражданских прав на основании закона или решения суда;

5) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка;

6) предоставление концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий, имущественных прав по концессионному соглашению, заключенному в соответствии с частями 4.1 - 4.12 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (пункт 6 введен Федеральным законом от 21.07.2014 № 265-ФЗ).

Проведя анализ норм статьи 19 Закона «О защите конкуренции», помимо вышеуказанных признаков государственной и муниципальной преференции можно выделить дополнительные квалифицирующие признаки:

- предоставляется на основании правовых актов органов власти;

- предоставляется исключительно в определенных Законом «О защите конкуренции» целях;

- предоставляется за рядом исключений только с предварительного согласия антимонопольного органа.

Непосредственно процедура согласования антимонопольным органом предоставления государственной и муниципальной преференции регламентирована статьей 20 Закона «О защите конкуренции».

Кроме того, в целях реализации Закона «О защите конкуренции» разработан Административный регламент ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, утвержденный приказом ФАС России от  16.12.2009 № 841.

Для получения преференции заявитель – орган власти, дающий преференцию, а не хозяйствующий субъект – подает заявление в антимонопольный орган о даче согласия на предоставление преференции в порядке, предусмотренном статьей 20 Закона «О защите конкуренции» по форме согласно приложения № 5 к приказу ФАС России от  16.12.2009 № 841.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению на предоставление преференции определен частью 1 статьи 20 Закона «О защите конкуренции».

Документы представляются на бумажном и электронном носителе.

В случае представления заявления или документов, не соответствующих предъявляемым к ним требованиям, антимонопольный орган в течение 10 календарных дней со дня получения указанного заявления принимает мотивированное решение о несоответствии представленных заявления и (или) прилагаемых к нему документов и возвращает заявление, при этом заявление считается не представленным (часть 2 статьи 20 Закона «О защите конкуренции»).

Срок рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, документов составляет 1 месяц с даты получения таких заявления и документов (та же норма).

По результатам рассмотрения документов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

а) о даче согласия на предоставление  преференции;

б) о продлении срока рассмотрения этого заявления (не более чем на 2 месяца);

в) об отказе в предоставлении преференции, если преференция не соответствует указанным целям или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции;

г) о даче согласия на предоставление преференции и введении мотивированного ограничения в отношении ее предоставления для уменьшения ее негативного влияния на конкуренцию.

Если согласие на предоставление преференций дано с ограничением, заявитель обязан в месячный срок представить в антимонопольный орган документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений (часть 4 статьи 19 Закона «О защите конкуренции»).

Последствия нарушения требований Закона «О защите конкуренции» при предоставлении и (или) использовании государственной или муниципальной преференции определены статьей 21 Закона «О защите конкуренции».

Если будет установлено нарушение порядка предоставления преференций или несоответствие ее использования заявленным целям, заявитель обязан выполнить выдаваемое антимонопольным органом предписание.

Нарушение порядка предоставления преференции является нарушением установленного статьей 15 Закона «О защите конкуренции» запрета на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов власти, в частности пункта 7 части 1 указанной статьи (предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона «О защите конкуренции»).

При этом с учетом внесенных четвертым антимонопольным пакетом изменений в Закон «О защите конкуренции» (вступили в силу с 05.01.2016) нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции» попали в перечень нарушений, для пресечения которых антимонопольным органом до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства (либо в рамках уже возбужденного дела при выявлении в ходе его рассмотрения признаков соответствующего нарушения) могут выдаваться предупреждения.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с вышеуказанными полномочиями Амурским УФАС России по итогам прошедших двух лет, а также в текущем году рассмотрено 57 заявлений о даче согласие на предоставление преференций.

В динамике по сравнению с 2014 годом в 2015 году наблюдается рост количества обращений по данному вопросу (20 заявлений к 25 заявлениям).

Принимаемые Амурским УФАС России решения о согласии на предоставление преференций с введением ограничений в отношении их предоставления для уменьшения негативного влияния на конкуренцию содержали следующие ограничения - ограничение по сроку предоставления преференции, как правило, 3 года, а также запрет на передачу имущества третьим лицам.

Основными целями, указанными в заявлениях о даче согласия на предоставление преференций в Амурское УФАС России являлись:

- обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (2014 год – 6, 2015 год - 17, 2016 год – 2);

- поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (2014 год – 14, 2015 год - 5, 2016 год – 1 - в перечне целей, указанных в заявлении).

Кроме того, среди целей в заявлениях указывались:

- социальная защита населения (2015 год; не предусмотрена статьей 19 Закона «О защите конкуренции»; 1 заявление; возврат);

- охрана здоровья (2015 год; 1 заявление; отказано; 2016 год – 1 - в перечне целей, указанных в заявлении);

- производство сельскохозяйственной продукции (2015 год; 1 заявление; согласовано);

- обеспечение надежного, бесперебойного и качественного снабжения тепловой энергией жилых домов, объектов социально-культурного назначения и других объектов (2016 год – 7 заявлений);

- стабильное и бесперебойное обеспечение потребителей тепловой энергией (отоплением) и горячим водоснабжением (2016 год; указано в 1 заявлении среди перечня целей);

- защита окружающей среды (2016 год; указано в 1 заявлении среди перечня целей);

- надежное, бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение жилых домов, объектов социально-культурного назначения и других объектов, недопущение прекращения оказания услуг водоснабжения и водоотведения, недопущение прекращения подачи централизованного водоснабжения и водоотведения, недопущение срыва отопительного периода, недопущение прав граждан на благоприятную окружающую среду, недопущение нарушений прав детей на защиту здоровья (2016 год; 1 заявление);

- надежное, бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение жилых домов, объектов социально-культурного назначения и других объектов (2016 год; 1 заявление).

Возвраты заявлений в связи с их несоответствием или несоответствием прилагаемых к ним документов требованиям Закона «О защите конкуренции» осуществлялись в большинстве случаев органам местного самоуправления Бурейского и Зейского районов, так администрации Тунгалинского сельсовета Зейского района на протяжении 2015 и 2016 годов заявления возвращались трижды, несмотря на замечания Амурского УФАС России по подготавливаемым документам.

В одном случае в 2015 году с заявлением о согласовании преференции обратился сам хозяйствующий субъект – получатель преференции, не представив при этом никаких документов, перечень которых определен частью 1 статьи 20 Закона «О защите конкуренции».

Отказы Амурского УФАС России в согласовании предоставления преференций обусловлены как несоответствием преференций целям, указанным в статье 19 Закона «О защите конкуренции», так и устранением (недопущением) конкуренции в случае предоставления конкуренции.

В 2014 году Амурским УФАС России рассмотрено 10 заявлений по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», по 7 из которых возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства. 3 дела возбуждено по инициативе Амурского УФАС России. Выявленные нарушения выражались в предоставлении хозяйствующим субъектам муниципального имущества в пользование без проведения процедуры торгов и согласования с антимонопольным органом муниципальной преференции на основании актов органов власти и каких-либо договоров (хранение, аренда).

В 2015 году Амурским УФАС России доля выявленных нарушений пункта 7 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» значительно снизилась. По двум рассмотренным Амурским УФАС России заявлениям возбуждено 2 дела о нарушении антимонопольного законодательства, по собственной инициативе дела не возбуждались. По делам выданы предписания об устранении нарушений,0 имеющие длительный срок исполнения в связи с необходимостью организации и проведения процедур торгов для заключения концессионных соглашений, поскольку нарушения касались объектов тепло, водоснабжения и водоотведения.

В 2016 году рассмотрено 1 дела о нарушении антимонопольного законодательства по пункту 7 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции». Производство по делу прекращено, поскольку с учетом внесенных четвертым антимонопольным пакетом изменений в рамках дела Комиссией выдано предупреждение об устранении нарушения, которое органом местного самоуправления было выполнено.

При этом данные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии нарушений пункта 7 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Помимо вышеуказанного предупреждения Амурским УФАС России в 2016 году выдано 12 предупреждений по выявленным признакам нарушения порядка предоставления муниципальных преференций.

В практике Амурского УФАС России зачастую нарушение порядка предоставления преференций сопряжено с нарушением норм статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Характерно низкий уровень правовой организации управления муниципальный имуществом по-прежнему показывают органы местного самоуправления Зейского, Бурейского, Белогорского, Архаринского, Ивановского и Селемджинского районов Амурской области.

Указанные данные свидетельствуют о положительной тенденции в части соблюдения требований антимонопольного законодательства и снижения уровня нарушений при предоставлении государственной и муниципальной преференции, в том числе путем заключения договоров аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.

Имеет место проблема недостаточного организационно-правового и информационного обеспечения органов местного самоуправления по вопросам управления муниципальной собственностью, в том числе, по вопросам предоставления муниципальных преференций.

 

2. Важные изменения законодательства о государственных закупках

(доклад прилагается)

___________________________________________________________

(Т.Г. Малыгина)

 

Тамара Григорьевна представила  обзор важных изменений к законам о закупках № 44-ФЗ (о контрактной системе в сфере закупок) и № 223-ФЗ (о закупках отдельными видами  юридических лиц), постановлений Правительства Российской Федерации об установлении дополнительных требований к участникам закупок, особенностях закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства и других нормативных актов.

После внесенных изменений действие закона № 223-ФЗ распространено на юридических лиц в случае реализации такими юридическими лицами инвестиционных проектов, стоимость (объем финансирования) которых превышает величину (не менее 10 миллиардов рублей), установленную Правительством Российской Федерации, и которым оказывается государственная поддержка, предусмотренная в части 3 статьи 3.1 закона № 223-ФЗ (при условии включения таких проектов в реестр инвестиционных проектов).

Статьей 3.1. закона № 223-ФЗ установлены особенности осуществления закупок за счет средств, предусмотренных на реализацию инвестиционных проектов, включенных в реестр инвестиционных проектов, в том числе:

•          предусмотрено создание Правительством РФ координационного органа в целях обеспечения потребностей заказчиков и иных юридических лиц в продукции машиностроения;

•          установлена возможность запрета закупок отдельных видов продукции машиностроения без согласования с координационным органом, в том числе запрета закупок продукции за пределами территории Российской Федерации;

•          определено информационное обеспечение закупок при реализации инвестиционных проектов, в том числе обязательное формирование перечней продукции машиностроения, которая необходима для реализации инвестиционного проекта, включающих рекомендации по освоению производства такой продукции на территории Российской Федерации.

Статья 3 закона № 223-ФЗ дополнена необходимостью осуществления закупок исключительно в соответствии с планом закупки, размещенным в Единой информационной системе (далее – ЕИС). Среди исключений в законе обозначены: случаи возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций.

Закон № 223-ФЗ дополнен правом Правительства Российской Федерации установить особенности осуществления закупок отдельными заказчиками аудиторских услуг (за исключением проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика), а также консультационных услуг.

Дополнен закон и положениями об оценке соответствия проектов планов закупки, мониторинге планов закупки и отчетов заказчиков на требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке.

По Федеральному закону о контрактной системе (№44-ФЗ) впервые начато регулирование следующих моментов:

• Порядка планирования закупок

• Обоснования

• Нормирования

• Введен идентификационный код.

Новое изменение закона требует, чтобы не только проводилось планирование, но и происходило их обоснование. То есть заказчик в объеме утвержденных средств распределяет закупки на год, составляет соответствующий план, а затем подает вышестоящему органу на утверждение. Например, муниципальный детский дом подает свой план в муниципальное образование, ввиду этого повышается прозрачность, рациональность закупок, а также снижается ответственность самого заказчика — он теперь всегда сможет предоставить отчет, на основании чего куплен какой-либо товар или получена услуга.

Планирование включает в себя создание плана закупок, он указывает на какие цели нужно потратить деньги, какая потребность заказчика при этом будет удовлетворена. В обязательном порядке в таком документе указывается сколько средств выделено под конкретную закупку. Поскольку во многих случаях будут происходить общественные слушания, а когда указаны цели, средства, которые будут потрачены, то это дает возможность понять даже не специалисту выгодность сделки. Список случаев, в которые обязательно будут производится общественные слушания появится в январе 2017 г., когда вступит в силу статья 20 данного закона.

 Федеральным законом от 13.07.2015 № 227-ФЗ внесены важные изменения в правила осуществления закупок.

Скорректировано определение участника закупки: теперь участником закупки не может быть юридическое лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания). Требования к участникам закупки, перечисленные в ч. 1 ст. 31 закона № 44-ФЗ, дополнены пунктом 10: участник закупки не должен являться офшорной компанией.

Также предусмотрено, что могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 закона № 44-ФЗ.

Статья 93 закона № 44-ФЗ дополнена двумя основаниями для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), связанным с закупками библиотеками, образовательными и научными организациями услуг по предоставлению права на доступ к информации.

Устранена неточность в статье 94 закона № 44-ФЗ в части размещения отчетов об исполнении контрактов: размещение отчетов об исполнении контрактов, заключенных на основании пунктов 4, 5, 23, и 44 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ, в ЕИС не требуется.

 Федеральным законом от 13.07.2015 № 226-ФЗ установлены новые особенности исполнения контракта на оказание услуги по предоставлению кредита. Закон № 44-ФЗ дополнен статьей 111.2 следующего содержания:

«Если иное не предусмотрено контрактом на оказание услуги по предоставлению кредита, право требования к заказчику по такому контракту может быть передано исполнителем в залог Центральному банку Российской Федерации в обеспечение исполнения обязательств исполнителя по кредитам Центрального банка Российской Федерации, а в случае обращения взыскания в установленном порядке на заложенное право требования к заказчику - перейти к Центральному банку Российской Федерации».

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 210-ФЗ были внесены изменения в статью 31 о требованиях к участникам закупок, она  дополнена частью 2.1 следующего содержания: «Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг».

Правительству Российской Федерации предстоит утвердить перечень документов, которые участники закупки будут представлять для подтверждения своего соответствия установленным дополнительным требованиям. При определении исполнителей аудиторских и консультационных услуг заказчики обязаны будут устанавливать соответствующие дополнительные требования, указывать их в извещении и документации о проведении закупки.

29 июня 2015 года принят Федеральный закон № 162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации”. Среди целей и задач стандартизации в статье 3 закона указано: применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме того, статьей 35 закона установлено, что с 1 сентября 2025 года не допускается применение стандартов, не предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона и включенных в перечень, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг организациями с участием государства, а также использование ссылок на такие стандарты в нормативных правовых актах, конструкторской, проектной и иной технической документации.

 2 июля 2015 года внесены дополнения в Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, предусматривающие дополнительные требования к участникам закупок в целях определения исполнителя на оказание транспортных услуг (выполнение работ), связанных с техническим обслуживанием, ремонтным монтажом и ремонтом железнодорожного подвижного состава, находящегося в оперативном управлении Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, с оформлением документов о возможности эксплуатации прошедшего техническое обслуживание (отремонтированного) железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования в составе пассажирских и грузовых поездов: наличие опыта выполнения соответствующих работ; наличие на праве собственности или ином законном основании производственных мощностей; финансовых и трудовых ресурсов, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, необходимых для оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию, ремонтному монтажу и ремонту железнодорожного подвижного состава; наличие у участника закупки полномочий на оформление документов о возможности эксплуатации прошедшего техническое обслуживание (отремонтированного) железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования в составе пассажирских и грузовых поездов.

9 июня 2015 г. внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну"

Сроки реализации отдельных пунктов Правил ведения реестра контрактов, связанных с указанием и проверкой соответствия идентификационного кода закупки, перенесены на 1 января 2017 года.

 Распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2015 г. № 1247-р утвержден перечень товаров, работ, услуг в сфере космической деятельности, сведения о закупках которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (возможность утверждения таких перечней предусмотрена частью 16 статьи 4 закона № 223-ФЗ).

Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 265-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действие статьи 285 Уголовного кодекса «Злоупотребление должностными полномочиями» и иных статей главы 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» распространяется теперь на должностных лиц государственных компаний, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.

В статье 7.32 «Нарушение порядка заключения, изменения контракта» Кодекса об административных нарушениях введена часть седьмая (новый состав правонарушения в сфере исполнения контрактов по закону № 44-ФЗ). Изменения вступили в силу с 24 июля 2015 года.

Должностное лицо, не применившее меры ответственности в рамках контракта, заплатит штраф.

Поправки к проекту об изменении КоАП РФ предусматривают новые виды штрафов. Должностные лица, которые не применят перечисленные в контракте меры ответственности, заплатят до 50 тыс. руб. Если эти лица не подготовят документы о приемке результатов исполнения контракта, их оштрафуют на 20 тыс. руб.

С 1 июня стороны контракта должны пытаться урегулировать спор до обращения в суд.

Вывод можно сделать, рассмотрев поправки к АПК РФ. По общему правилу спор, возникший из гражданских правоотношений, стороны вправе будут передать в арбитражный суд лишь после того, как примут меры по досудебному урегулированию.

Право обратиться в суд возникнет только по истечении 30 календарных дней с даты, когда одна из сторон направила претензию или требование (если иной порядок не установлен законом либо договором). Полагаем, изменения касаются как контрактов, заключенных по Закону № 44-ФЗ, так и договоров по Закону № 223-ФЗ.

Утверждены правила, по которым стороны могут в 2016 году менять условия контракта.

Порядок затронет контракты, срок исполнения которых завершается в этом году. Изменить можно будет цену, количество товаров, объем работ, услуг и другие условия.

Новые правила в целом не отличаются от ранее установленных. Например, корректировка условий контракта должна оформляться дополнительным соглашением. Оно составляется на основании письменного обращения поставщика в адрес заказчика.

Определены условия, при которых в 2016 году обеспечение контракта не требуется

Правительство Российской Федерации определило дополнительные условия, при которых в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта заказчик вправе не устанавливать требование предоставить обеспечение контракта. Новые правила почти не отличаются от прежних.

Заказчик может не требовать обеспечение контракта, например, если проводит электронный аукцион среди субъектов малого предпринимательства, а также социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом в проекте контракта не должна быть предусмотрена выплата аванса.

По окончании доклада Тамара Григорьевна ответила на интересующие членов ОКС вопросы.

 

РЕШИЛИ:

 

1. Принять к сведению доклад начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти  Амурского УФАС России В.К. Фирстова.

2. Принять к сведению доклад начальника отдела контроля закупок Амурского УФАС России Т.Г. Малыгиной.

 

 

Руководитель управления                                                                                            А.С. Дегодьев

Дата проведения Совета: 
16 июня 2016, 17:00