Услышать глас народа

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

К 1 сентября Минэкономразвития обещает презентовать новый вариант закона о «О федеральной контрактной системе». Предполагается вынести его на всеобщее обсуждение, как законы «О полиции» или «О рыболовстве». Существующая система госзакупок не удовлетворяет никого. Но чиновники никак не могут поставить точку в дискуссии о ее реформе.

Срок 1 сентября назывался еще весной, когда, пытаясь выполнить поручение президента Дмитрия Медведева об улучшении системы госзакупок, чиновники представили два разных подхода: Минэкономразвития подготовило концепцию федеральной контрактной системы (ФКС), расширяющей права госзаказчиков устанавливать дополнительные, помимо цены, критерии закупок. ФАС и Минфин же настаивали на усовершенствовании действующего закона «О госзакупках» (94-ФЗ). Государственные организации давно страдают всякий раз, когда вынуждены закупать что-либо для своих нужд: нынешняя система невероятно забюрократизирована. С другой стороны, сам этот процесс почти всегда вызывает подозрения в коррумпированности участников. Неудивительно, что совершенствование ФКС вызывает неослабевающие споры.

В этой долгой дискуссии Минэкономразвития, кажется, ближе подошло к цели. Вчера у главы ведомства Эльвиры Набиуллиной прошло совещание, которое должно было стать последним перед внесением проекта закона о ФКС в правительство. Решения всех спорных вопросов найти не удалось, но в министерстве заверили «МН», что законопроект будет готов в установленный срок — до конца августа.

Для обсуждения проекта будет создана специальная площадка на сайте Минэкономразвития. Внести свой вклад в обсуждение того, как тратить бюджетные деньги, фактически сможет любой желающий еще в течение полутора-двух месяцев.

О том, каким оно видит законопроект, ведомство рассказывало еще в начале года (см. «МН» от 29 марта). В министерстве и сейчас настаивают на ключевом, по его мнению, положении — увеличении способов закупок и расширении критериев отбора участников торгов. Как раз против этого категорически возражают в ФАС и Минфине, усматривая в большей свободе госзаказчиков угрозу необоснованных расходов и коррупции.

При этом Минэкономразвития отказалось от прежней идеи — создать специальное ведомство для проведения госзакупок. Ответственные за организацию торгов будут во всех министерствах, ведомствах и других распорядителях бюджета. Называться это будет, возможно, «контрактной службой заказчика». Предполагается, что Минфин составит трехлетний план потребностей госструктур. «За счет этого из госзакупок должны исчезнуть все люксовые товары, трехкратное строительство одних и тех же школ и прочие распространенные сейчас нарушения, будоражащие общественность и контрольные органы», — уверены в Минэкономразвития.

Утверждать методологию обоснования цены будут в Минэкономразвития. В этом ведомстве также настаивают, чтобы сбором ценовой информации, которая будет использоваться для обоснования начальной цены контракта, занималась отдельная структура при министерстве (см. «МН» от 16 мая). Она будет собирать информацию о ценах по стандартным закупкам, а для сложных и уникальных товаров и услуг проводить специальные исследования.

Эксперты не верят, что и после двух месяцев общественного обсуждения ведомства договорятся. Причем даже те положения, о которых вроде бы уже договорились, вызывают сомнения. «Не наступим ли мы на советские грабли Госплана, когда на самом верху определялось, сколько нужно закупить столовых приборов для больниц? — опасается Евгений Красавин из аудиторской компании МЦФЭР. — Очень острый вопрос, кто будет нести ответственность за избыточное или недостаточное планирование, например, если вдруг региону неправильно распланируют потребность в препаратах, препятствующих свертыванию крови, и у больных начнется массовый тромбоз».