Автодилеры пожаловались на дискриминацию зарубежных автопроизводителей

Автомобильные дилеры просят Федеральную антимонопольную службу (ФАС) защитить их от дискриминации зарубежных автопроизводителей

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД, объединяет крупнейших розничных продавцов автомобилей, см. врез) попросила замруководителя ФАС Андрея Кашеварова проверить дилерские договоры с дистрибуторами автомобилей на соответствие антимонопольному законодательству. Письмо с такой просьбой она направила в службу 23 августа (копия есть у «Ведомостей»).

Для продажи иномарок необходимо заключить дилерский договор с дистрибутором. Делается это уже после завершения строительства дилерского центра и проверки его на соответствие всем требованиям поставщика, говорится в письме. Построить дилерский центр в Москве стоит в среднем $5-6 млн, в регионах — чуть меньше, рассказывает президент РОАД и гендиректор компании РТДС Андрей Петренко. При этом договор заключается на небольшой срок (обычно на один год) и может быть расторгнут дистрибутором в одностороннем порядке, указано в письме. Также дистрибутор может менять планы по поставкам дилеру автомобилей и запчастей, требовать приобретать комплектующие у себя или у рекомендованных им поставщиков. Наконец, дистрибутор, как правило, не несет ответственности за нарушения условий договора, так же как и ответственности за качество автомобиля перед конечным покупателем, говорится в письме.

Сотрудники нескольких крупнейших компаний — членов РОАД сказали «Ведомостям», что письмо было одобрено в августе на совете ассоциации. Жесткие условия работы дистрибуторов, каждый из которых является безальтернативным поставщиком определенной марки, — большая проблема для дилеров, признает топ-менеджер крупной дилерской компании.

Нередко из-за конфликта с менеджером в компании-импортере дилер может потерять многомиллионные вложения, говорит собеседник «Ведомостей». Его компания недорого купила в одном из регионов несколько дилерских центров у предпринимателя, который был вынужден их продать как раз потому, что импортер без объяснения причин разорвал дилерский контракт в момент их открытия. В итоге владелец остался без автомобилей, но с кредитами, взятыми на строительство, и складом уже оплаченных запчастей. Участников истории он не называет.
«Мы известили АЕБ [Ассоциация европейского бизнеса] о своем намерении обратиться в ФАС», — говорит Петренко. Координатор комитета автопроизводителей при АЕБ Ольга Букова утверждает, что о письме не знает. Источник в АЕБ объясняет, что жесткие условия работы импортеров вызваны желанием создать хорошую сеть продаж. Представители автоконцернов вчера письмо дилеров в ФАС не комментировали.

Кашеваров подтвердил «Ведомостям» факт получения письма. Служба внимательно изучит ситуацию. Но даже если в действиях дистрибуторов не будет явных нарушений закона о конкуренции, ФАС может внести в правительство предложение дополнить закон «О торговле» положениями, регулирующими взаимоотношения дилеров и дистрибуторов, например в части увеличения срока договоров, обещает он.