Дефицит топлива вылечат биржей

Вскоре после того, как в начале сентября в ряде аэропортов страны, в том числе и в столице, возникла опасность дефицита топлива, в правительстве всерьез обеспокоились сложившейся ситуацией. Как стало известно "Маркеру", одним из рычагов снижения стоимости на нефтепродукты должны стать меры по регулированию биржевых торгов, предложенные Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) и ФАС. Пока в конце прошлого года резкий рост цен на топливо, в том числе на бензин, не привлек внимание правительства, индикатором справедливых цен на нефтепродукты для ФАС была как раз биржевая торговля. Если оптовая цена внебиржевых сделок (доля продаж через биржу сегодня составляет 15, 6% общего объема их поставок на внутренний рынок) не превышала ее показателей, то она считалась конкурентной. В конце 2010 года сложилась уникальная ситуация: стоимость авиакеросина и дизеля на бирже превысила отпускные цены многих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Только за 3 месяца дизель подорожал на 35%. По данным Минэнерго и ФАС, более 50% увеличения цены приходится на фактор роста спроса и - как следствие - дефицита топлива. "Есть подозрение, что все это связано с манипуляциями на рынке", - отмечал в начале 2011 года глава ФАС Игорь Артемьев. Тогда ведомство обратилось к ФСФР с просьбой провести проверку обоснованности биржевых цен на нефтепродукты внутри страны. Также вышло постановление правительства, которое обязало крупные нефтяные компании регистрировать все внебиржевые сделки на МТСБ (Международная товарно-сырьевая биржа).

В начале сентября 2011 года стало известно о дефиците топлива в московских аэропортах. Ситуация оказалась настолько критична, что в Росавиации не исключили приостановку обслуживания самолетов и просили Росрезерв выделить аэропортам около 180 тыс. т авиакеросина.

"Авиакеросин не торгуется на бирже уже около месяца, - говорит "Маркеру" источник на рынке, - Сделок практически нет - отсутствует предложение. Спрос превышает его в десятки раз". Однако, по данным Минэнерго, авиакеросин сегодня производится в достаточном объеме - остатки на нефтеперерабатывающих заводах составляют около 170 тыс. т.

"Ситуация обусловлена манипуляциями на рынке", - указывает источник. Сегодня нефтяные компании обязаны до 15% производимого продукта реализовывать через биржу. "Заключаются крупные адресные сделки (в заявке на сделку указывается контрагент) по заранее оговоренной цене, покупателями в таких случаях нередко являются собственные структуры нефтяной компании. Подобные сделки не отражают реального спроса и предложения, в итоге возникает дефицит", - отмечают участники рынка. Результаты проверок ФАС показали: нефтепродукты на бирже в основном продаются крупными партиями. За три месяца (с февраля по май 2011 года) на СПбМТСБ (Санкт-петербургская международная товарно-сырьевая биржа) реализовано 70% нефтепродуктов объемом более 500 т, на МБНК (Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса) - 77%. Вследствие возникшего дефицита предложения при сохранении прежнего спроса вверх идут цены.

В комплексе мер, представленных в правительство, в частности, речь идет об ограничении максимального объема лота авиакеросина, выставленного на торги. С таким предложением в июле в ФАС обратилась компания "Аэрофьюэлз Групп", антимонополыцики его поддержали. Сегодня по требованию ФСФР уже ограничен минимальный уровень лота на биржах. Например, для светлых нефтепродуктов, в том числе для керосина, лот составляет не менее 180 т. "Введение наряду с ним максимально допустимого объема лота позволит избежать заключения адресных сделок, - говорит гендиректор "Аэрофьюэлз Групп" Владимир Спиридонов. - Дробление до более мелких лотов увеличит количество сделок и круг заинтересованных покупателей. В результате мы получаем рыночный механизм формирования цены".

Как один из инструментов мера будет работать, но кардинально ситуацию не изменит, указывает коммерческий директор компании "Новотэк-Трейдинг" Дмитрий Гусев. "Схем продать не в рынок достаточно даже при ограничении максимального объема", - считает он.

Другая предложенная мера - обеспечение регулярности продаж нефтепродуктов на бирже, то есть равномерное распределение объема продукции по торговым сессиям. Данная мера призвана исключить дефицит предложения в определенные периоды. Такое требование не может быть установлено к бирже. "Сам по себе биржевой механизм не предполагает равномерного распределения объема. Решения о конкретных объемах и сроках реализации товаров принимают продавцы исходя из своих возможностей", - комментирует вице-президент СПбМТСБ Михаил Темниченко.

Наконец, ФАС предлагает ввести единую торговую сессию. Она подразумевает проведение единых торгов нефтепродуктами всеми присоединившимися к такой системе биржами. Данная мера, по мнению ФАС, обеспечит ликвидность торгов при сохранении конкуренции между биржами. СПбМТСБ сегодня уже ведет консультации с другими товарными биржами - биржей "Санкт-Петербург" и МБНК - о возможности проведения Единой торговой сессии. "Реализация данного механизма позволит создать единые условия биржевой торговли для всех участников торговли, - считает Михаил Темниченко, - приведет к дополнительной концентрации спроса и предложения и не позволит "размывать" ликвидность".