ФАС намерена вернуть лоу-костеров на авиационный рынок

Лоу-кост проект для российского рынка авиаперевозок на данный момент воспринимается как авантюра. Дело в отсутствии инфраструктуры, которая реально бы позволяла авиакомпаниям экономить на затратах. При этом на европейском рынке лоу-кост занимает более 30% авиаперевозок, у нас же доля этого сегмента фактически равна нулю.

Ярким подтверждением такой ситуации стало недавнее прекращения операционной деятельности лоу-костера «Авианова», который в октябре окончательно ушел с рынка. Несмотря на то, что это событие в основном связывали с конфликтом между акционерами авиакомпании, все эксперты сходились во мнении, что лоу-кост проект был изначально нежизнеспособен на российском рынке.

Как прокомментировал тогда АПИ главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров, чтобы запускать лоу-кост компанию на российском авиарынке, надо обладать хорошим духом авантюризма, «Авианова» по сути, и была таким авантюрным проектом, о чем сразу говорили все аналитики.

«Авантюризм таких проектов заключается в нескольких аспектах, причем аспектах системных. Во-первых, в России нет необходимой для лоу-костеров инфраструктуры, это сокращает экономию авиакомпании на расходах. Во-вторых, у нас очень долго работали заградительные пошлины, которые сделали невозможным для «Авиановы» сэкономить на технике. Нет у нас и системы экономии на топливе. Таким образом, авикомпания экономила только на услугах предоставляемых клиенту. Что означает, что компания работала себе в убыток, и судьба этого проекта была предрешена», — заявил АПИ Роман Гусаров.

Однако ФАС считает, что данную ситуацию можно кардинально изменить. Во-первых, антимонопольщики рядом законодательных инициатив планируют «обуздать» цены на топливном рынке. Во-вторых, сейчас федеральной антимонопольной службой рассматривается ряд мер, которые должны вернуть лоу-кост сегмент на наш рынок.

«В конце 2010 года я делал доклад о рынке авиаперевозок России, тогда наше ведомство выступало с позицией о необходимости значительного изменения структуры рынка внутренних перевозок. В частности, одним из важных моментов выделялась необходимость расширить сегмент низкостоимотной авиации. В Европе «бюджетные» перевозки составляют около 30% рынка, у нас же доля этого сегмента стремится к нулю. Это в корне неправильно, потому что значительно сужает рынок авиаперевозок, также это отодвигает нас и по показателям транспортной доступности», — рассказал вчера АПИ заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

По его словам, одним из преграждающих факторов для низкостоимостной авиации является дороговизна региональных аэропортов.

«В Европе эта бизнес-модель построена следующим образом — есть крупные аэропорты, и есть, относительно рядом, небольшие аэропорты, которые предоставляют минимум необходимых аэропортовых услуг, за счет чего авиакомпания может экономить на затратах. У нас, к сожалению, все не так. Согласно нашему исследованию, стоимость услуг небольших региональных аэропортов в 2-4 раза выше, чем аэропортов федерального значения. Такой перекос, с нашей точки зрения, возникает из-за излишне жестких требований по сертификации к региональным аэропортам. Предъявляемые к ним требования, ровно такие же, как к аэропортам федерального значения, в чем нет никакой необходимости. Также мы считаем, что региональным аэропортам не обязательно так часто проходить сертификацию, как это есть сейчас», — рассказал заместитель руководителя ФАС России.

По словам эксперта, сейчас правительством принято постановление по правилам низко-инвестиционного доступа к услугам в аэропортах, и в нем в частности говорится о необходимости дополнительного развития конкурентного предложения услуг в аэропортах, либо возможности выполнения части наземных услуг самими авиакомпаниями.

«Сейчас мы планируем более четко прописать все правила низко-инвестиционного доступа, что даст возможность компаниям экономить на затратах, далее в комплексе мер по развитию региональных авиаперевозок, контролю топливного рынка, мы планируем расширить рынок за счет низкостоимостных авиаперевозок. Для ФАС на ближайшее время — это генеральное направление на рынке авиаперевозок», — подытожил Анатолий Голомолзин

Соответствующие обещания выглядят очень оптимистично, однако надо понимать, что любые системные решения внедряются всегда очень долго.