ПОПУТНЫЙ ГАЗ ОПЯТЬ НАПРАВЛЯЮТ В ТРУБЫ

Ведомства никак не могут договориться, как именно государство должно регулировать рынок сжиженного газа. В это время уже строятся трубопроводы по доставке взрывоопасного сырья - так называемой широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) - от сибирских месторождений прямо на нефтеперерабатывающие (НПЗ) и нефтехимические заводы. Именно из-за аварии на одном из таких трубопроводов в 1989 году заживо сгорели почти 600 пассажиров двух поездов и еще более 600 попали в больницы.

Замминистра энергетики Сергей Кудряшов доложил правительству результаты обсуждения способов участия государства в строительстве трубопроводов ШФЛУ Само ведомство предложило реализовывать только проекты без дотирования государством и обойтись без регулирования тарифов на транспортировку ШФЛУ и повышения экспортных пошлин на пропан-бутановые смеси - их повышали совсем недавно.
С доводами Минэнерго согласились в Минпромторге, Минтрансе и Минрегионразвития, а также в Федеральной службе по тарифам (ФСТ). Зато резко против выступила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Вот ее аргументы. Добычей нефти, транспортировкой попутного нефтяного газа и его переработкой часто занимается либо одна группа компаний, либо поставщик и покупатель не могут обойтись друг без друга. Поэтому отнесение транспортировки ШФЛУ по трубопроводам и хранения полученного из нее сжиженного газа к естественно-монопольным видам деятельности повысит прозрачность этой деятельности и обеспечит гарантии возврата инвестиций. Пониженные экспортные пошлины на пропан-бутановые смеси за два года после введения свою задачу выполнили, и теперь их следует снова повысить до уровня пошлины на вывоз светлых нефтепродуктов, считает заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. А Ростехнадзор напомнил про катастрофу 1989 года, после которой трубопровод закрыли. Поэтому для минимизации рисков перерабатывать ШФЛУ лучше поближе от мест добычи, советуют в ведомстве.

Между тем недавно проект строительства трубопровода ШФЛУ почти по тому же злополучному маршруту инициировал "Нижнекамскнефтехим". Протяженность трубы составит от 1,5 тыс. до 2,9 тыс. км, стоимость от 173 млрд до 213 млрд руб. Мощность 7,8-8,5 млн т в год, подсчитали проектировщики "Гипрогазцентра". Компания "Сибур" продлила собственный ШФЛУ-провод Южный Балык-Тобольск длиной 417 км еще двумя ветками: Пурпе-Сургут и Сургут-Южный Балык, прибавив к нему 600 км трубы.

- ШФЛУ, как и любой другой газ, требует тщательного подхода к безопасности. Проектируемые и строящиеся нами трубопроводы значительно превышают по прочности те, которые эксплуатируются с советских времен. Управление новой системой продуктопроводов полностью автоматизировано, - заявил начальник управления по информационной политике "Сибур холдинг" Рашид Нуреев.

Транспортировать ШФЛУ надо с соблюдением особых требований безопасности, тогда серьезных аварий можно избежать, полагают эксперты. Недаром протяженность трубопроводов для ШФЛУ в США составляет 128 тыс. км, а в России - только 2 тыс. км.

- ШФЛУ очень похожа на шампанское - если труба лопается, эта жидкость превращается в газ. Поэтому по трубопроводам ШФЛУ должны действовать особые технические регламенты, сильно отличающиеся от норм для перекачки нефти или газа, - заявил профессор Университета имени Губкина Михаил Лурье. - Если наше правительство или компании хотят построить действительно безопасные ШФЛУ-проводы, они просто обязаны профинансировать необходимые научные изыскания.