Переход на электронные аукционы при государственном и муниципальном заказе

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Начальник
отдела государственных и
муниципальных заказов Амурского
УФАС России Т.Г. Малыгина


В настоящее время основным способом размещения заказов для государственных и муниципальных нужд является проведение торгов. В соответствии со статьей 10 ФЗ N 94-ФЗ формами проведения торгов являются:

1) конкурс;
2) аукцион;
3) аукцион в электронной форме.

В отношении товаров, работ, услуг, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 236-р (вместо обычных аукционов) начиная с 01.07.2010 г. федеральные заказчики проводят открытые аукционы в электронной форм. Кроме того, с этого же периода 2010 года для федеральных заказчиков, а с января 2011г. для региональных и муниципальных заказчиков обязательно размещение заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

Таким образом, обычные аукционы, которые существуют сегодня, уходят в прошлое, на их смену идут электронные. Электронные аукционы, обычные и короткие, будут занимать уже в будущем году около 70 процентов от всех торгов по государственному заказу, соответственно примерно только тридцать процентов будет приходиться на конкурсы, в первую очередь это размещение заказов на выполнение творческих работ (например, НИОКР, проектирование, медицинские услуги).

По сравнению с обычными аукционами и конкурсами электронные имеют ряд преимуществ:

1. Короткие сроки проведения процедур;

2. Экономия бюджетных средств на организации и проведении торгов;

3. Анонимность участия в торгах, поскольку только после проведения торгов становится известно, кто в них принимал участие, и участникам невозможно ни договориться между собой, ни заказчику надавить на неугодных ему предпринимателей;

4. Прозрачность и открытость процесса закупок;

5. Честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;

6. Равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;

7. Территориальная доступность участия в торгах из любой точки мира, не выходя из своего офиса;

8. Высокий уровень безопасности и защиты, применение средств электронной цифровой подписи;

9. Доступность для представителей среднего и малого бизнеса,

10. Создание единого экономического пространства, борьба с коррупцией, повышение качества размещаемого заказа.

Ключевые особенности:

Важнейшим элементом всей системы электронных аукционов – конфиденциальность участия в аукционе, которая сохраняется до момента подведения итогов аукциона. Это позволяет избежать как сговора участников между собой, так и административного давления на участников со стороны заказчиков (на обычных торгах нередки случаи принуждения участников к отказу от подачи заявок под страхом прихода «налоговой», «пожарников» или СЭС). А с электронными аукционами это сделать уже будет невозможно просто потому, что заказчик до окончания аукциона даже не знает о том, кто в нем участвует.

Из пяти электронных площадок, выигравших конкурс на проведение таких торгов, в настоящее время действуют три: правительств Москвы, Татарстана и ЭТП Сбербанка.

Для региональных и муниципальных заказчиков проведение аукционов в электронной форме станет обязательным с 1 января 2011 года. В дальнейшем (в 2011 году) предполагается исключить и такую неконкурентную форму размещения заказов, как запрос котировок, заменив ее на "короткий" по срокам электронный аукцион.

С введением с 1 января 2011 года единого общероссийского портала на нем будет размещаться вся информация о государственном и муниципальном заказе в нашей стране, что даст огромную экономию бюджетных средств на организацию госзакупок (это до 1 трлн. рублей ежегодно или ~ 20 % от общего объема расходов).

Для этого заказчикам и поставщикам необходимо подготовиться к переходу на единую площадку госзакупок. С 1 января 2011 года на электронные аукционы должны перейти все 330 тыс. заказчиков страны, зарегистрировавшихся на отобранных федеральных электронных торговых площадках. Для работы им необходимо получить сертификаты электронной цифровой подписи. Старые сертификаты потеряют свою легитимность. Без сертификата, согласно современному законодательству и технологическим требованиям, размещать заказ будет нельзя. При этом на сегодняшний день выдано не более половины ключей. Многие заказчики оставляют получение подписи на последний момент, притом, что для выдачи документов необходимо время и те, кто не позаботится об этом заранее, могут остаться в начале года без закупок.

Пересмотреть свое отношение к госзакупкам необходимо и бизнесу, который хочет участвовать в торгах. Введение электронных аукционов потребует от компаний значительно повысить свою эффективность и конкурентоспособность, иначе им придется уйти с рынка.
Малому бизнесу с ведением единого портала госзакупок и переходом на электронные торги региональных и муниципальных заказчиков созданы дополнительные преимущества. Принят закон, предусматривающий для субъектов малого предпринимательства снижение предельного размера обеспечения заявки на участие в торгах по госзаказу с 5% до 2%.

При проведении электронного аукциона не предполагается бумажного документооборота между заказчиками, участниками и электронной площадкой, также как не предполагается посещение заказчиками или предпринимателями данных площадок в принципе. Весь документооборот – исключительно электронный. Электронные аукционы заказчиков данного региона всегда будут начинаться во временном поясе данного региона, поэтому местонахождение заказчика для проведения аукциона роли не играет.

Для предпринимателей (участников аукциона) и заказчиков участие в аукционе бесплатное. Качество работы площадок будет определять конкуренция между ними, поскольку заказчики не привязаны ни к одной из площадок, и могут самостоятельно выбирать, на какой площадке им работать. Стоимость участия в аукционе (3 тыс. руб.) уплачивается только победителем аукциона и размер ее не зависит от того, крупный заказ или мелкий. Если на электронный аукцион никто не пришел или пришла только одна компания, площадка денег не получает. Поэтому площадки заинтересованы и в предпринимателях, и в проведении действительно конкурентных электронных аукционов.

Примерно через 1,5 года при выходе площадок на определенные в условиях отбора обороты максимальная плата будет снижена до 2-х тыс. рублей, а потом и вовсе исключена. Это означает, что электронные аукционы в России будут полностью бесплатны для всех!

Регламент проведения открытых аукционов в электронной форме

Выбираем электронную площадку

В настоящее время при проведении электронного аукциона заказчику предоставлено право самому выбирать любого из 3-х операторов электронных площадок:

· ГУП “Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан”;

· ОАО “Единая электронная торговая площадка”;

· ЗАО “Сбербанк – Автоматизированная система торгов”.

На указанный площадках федеральные и областные государственные заказчики, муниципальные заказчики должны размещать информацию о государственном заказе для своих нужд.

C 1 января 2011 г. обмен информацией между официальным сайтом и электронной площадкой будет осуществляться в автоматическом режиме. Государственные заказчики смогут размещать документы и сведения только на официальном сайте, а участники – на электронной площадке.

Существующие региональные площадки могут быть использованы в регионах как информационные площадки (мониторы) проходящих по госзаказу электронных аукционов по данной территории, или как пункты предоставления предпринимателям ЭЦП и возможности им участвовать в электронных аукционах с рабочих мест площадок.
Получаем электронную цифровую подпись

· Документооборот между государственным заказчиком, оператором электронной площадки, участником размещения заказа осуществляется в форме электронных документов;

· Все документы и сведения, направляемые государственным заказчиком, участником размещения заказа, уполномоченным органом либо размещаемые ими на официальном сайте или электронной площадке в форме электронных документов, должны иметь электронную цифровую подпись(ЭЦП) уполномоченного лица.

ЭЦП должна быть получена в удостоверяющем центре, сведения о котором содержатся в едином государственном реестре сертификатов ключей подписей удостоверяющих центров и совместима с программным комплексом «Удостоверяющий центр «КриптоПро УЦ».

Следовательно, каждому участнику электронного аукциона необходимо своевременно получить в аккредитованном удостоверяющем центре сертификат ЭЦП и соответствующее программное обеспечение. Федеральные государственные заказчики смогут получить ЭЦП в территориальных органах Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета на безвозмездной основе, (бесплатно). Это означает простоту распознавания подписи, автоматическую инвентаризацию бюджетной сети и жесткий порядок работы органов власти и бюджетных учреждений при использовании ЭЦП.

Сертификат ЭЦП выдается аккредитованным удостоверяющим центром; владельцем сертификата ключа является физическое лицо, как правило, руководитель организации.

Юридически ЭЦП приравнивается к собственноручной подписи и печати.

Чтобы иметь возможность участвовать в любых электронных аукционах на любых из 5 площадок предпринимателю достаточно получить ЭЦП всего один раз.
Проходим регистрацию на электронной площадке

После получения сертификата ЭЦП заказчику необходимо пройти процедуру регистрации на электронной площадке, которая включает:

· заполнение анкеты на сайте электронной площадки в сети Интернет;

· размещение в электронной форме учредительных документов и документов, подтверждающих полномочия руководителя;

· размещение в электронной форме доверенности на полномочия владельца сертификата ЭЦП (в случае, если сертификат ЭЦП получен не на имя руководителя).

В течение 3 дней персонал электронной площадки проводит проверку представленных сведений и подтверждает проведение регистрации в случае соответствия всех предъявляемых к государственному заказчику требований.

Следует отметить, что владелец первого сертификата ЭЦП (как правило, руководитель организации), который зарегистрировал государственного заказчика на электронной площадке, получает возможность регистрировать сотрудников своей организации, передавая им в электронном виде соответствующие полномочия. То есть владелец первого сертификата ЭЦП может подписывать все сам (извещения, протоколы, государственные контракты), а может передать свои полномочия, например, на подписание протоколов, доверенному лицу.
Размещаем извещение о проведении электронного аукциона

Электронный аукцион, проводимый в соответствии с требованиями гл. 3.1 Закона №94-ФЗ, условно можно разделить на 2 категории:

· электронный аукцион с начальной (максимальной) ценой государственного контракта менее либо равной 3 млн. руб.;

· электронный аукцион с начальной (максимальной) ценой государственного контракта более 3 млн. руб.

· В случае проведения электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой государственного контракта, не превышающей 3 млн. руб., извещение о проведении аукциона размещается не менее чем за 7 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. В случае проведения электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой государственного контракта, превышающей 3 млн. руб., извещение о проведении аукциона размещается не менее чем за 20 дней до даты

Аккредитация

Юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, имеющие намерение участвовать в аукционах на ЭТП (далее – заинтересованные лица), должны пройти процедуру аккредитации на сайте. Аккредитовав заинтересованное лицо на сайте, оператор направляет ему по электронной почте сообщение о сроке действия аккредитации, а также включает сертификат ключа ЭЦП в реестр доверенных сертификатов на сервере. Заинтересованное лицо, аккредитованное на ЭТП, приобретает статус пользователя и вправе принимать участие в открытых аукционах в электронной форме.

Обеспечение заявок

Согласно положениям закона, при проведении открытого аукциона в электронной форме, во время публикации извещения, заказчик обязан установить размер так называемого страхового обеспечения, которое колеблется от 0,5 до 5 % начальной суммы контракта. Поставщики, желающие принять участие в торгах, обязаны перевести эти средства со своего счета на счет электронной площадки на время проведения процедуры торгов.

Участники подают заявки на участие в аукционе, состоящие из 2-х частей.

Первая часть - информация о товаре, работе или услуге.

Вторая часть - информация о самом участнике. Вначале заказчик осуществляет допуск участников по первой части, не зная, от кого она поступила. Потом проходит электронный аукцион. И только после этого заказчик узнает, кто в нем принимал участие.

"Бинарный принцип"

Данная новелла в законодательстве введена для исключения ситуаций, когда заказчики требуют от предпринимателей практически полностью повторить свое техническое задание и в случае ошибки на той или иной странице отказывают такому предпринимателю в допуске к торгам.

Теперь, за исключением ряда случаев, прямо установленных в законе, предпринимателю будет достаточно просто дать согласие на поставку товара, производство работы или оказание услуги в соответствии с требованиями заказчиков. Пока данная новелла действует исключительно в отношении аукционов в электронной форме, но, конечно, такой же принцип необходимо ввести и в правила проведения обычных торгов.

В случае если заказчик установил в документации электронного аукциона торговую марку, то участник размещения заказа, предложивший такую же торговую марку, не должен описывать ее технические характеристики, ему достаточно сказать “да, я согласен”.

В случае если он предлагает другую торговую марку, являющуюся эквивалентом того, что хочет получить заказчик в соответствии с параметрами эквивалентности, установленными заказчиком в документации, участник должен указать по требованию заказчика (обязательно установленного в документации электронного аукциона) как торговую марку, которую участник предлагает, так и ее характеристики, установленные заказчиком как требования к содержанию и составу заявки.

В случае если предметом размещения заказа является выполнение работ, оказание услуг, то участник также просто указывает свое согласие на выполнение работы или оказание услуги, которые заказчик описал в своей документации аукциона в электронной форме.

Если при выполнении данных работ или оказании услуг используются какие-либо материалы, имеющие торговые марки, то заказчик обязан также устанавливать параметры эквивалентности к этим торговым маркам. В этом случае участник размещения заказа либо соглашается со всеми условиями, установленными в документации аукциона в электронной форме, либо он обязан указать по требованию заказчика (обязательно установленного в документации аукциона) как торговые марки, которые участник предлагает при исполнении данного контракта, так и их характеристики, установленные заказчиком как требования к содержанию и составу заявки.

Таким образом, подход в данном случае точно такой же, как и при поставке товаров.

Пока данная новелла действует исключительно в отношении аукционов в электронной форме, но, конечно, такой, же принцип необходимо ввести и в правила проведения обычных торгов.

Оператор ЭП направляет первые части заявки заказчику. Аукционная комиссия проверив соответствие заявок требованиям аукционной документации принимает решение о допуске или отказе в допуске. Основаниями отказа является:

- отсутствие согласия участника,

- отсутствие сведений о товаре,

- несоответствие сведений от товаре требованиям документации.

Протокол рассмотрения первых частей заявок направляется оператору ЭП и немедленно публикуется на сайте оператора.

Оператор ЭП направляет участникам уведомления о допуске к участию или отказе в допуске.

В установленное время оператор площадки проводит электронный аукцион.

Для регистрации на открытом аукционе в электронной форме пользователю необходимо авторизоваться на ЭТП с использованием имени пользователя (логина) и пароля, указанных пользователем в анкете при аккредитации на сайте. В момент регистрации в аукционе пользователю присваивается кодовый номер, под которым такой пользователь подает предложения о цене контракта. С указанного момента пользователь приобретает статус участника аукциона.

Регистрация в качестве участника аукциона подтверждает согласие лица на участие в аукционе. Для участия в аукционе (подачи ценовых предложений) участник аукциона должен перейти в форму проведения аукциона. Количество ценовых предложений от одного участника не ограничено.

Каждое предложение участника аукциона о цене контракта должно быть подписано ЭЦП.

1. В день проведения аукциона участники, зарегистрированные на Электронной Торговой Площадке, должны зайти на страницу аукциона используя средства идентификации или ЭЦП.

2. Аукцион проходит на понижение цены. В случае когда цена опускается до нуля - на повышение.

3. В момент начала аукциона у участника появляется возможность, сделать ценовое предложение в рамках текущего шага аукциона, не превышающее начальную (максимальную) цену контракта, воспользовавшись специальной формой на сайте.

4. Участник может неоднократно подавать ценовые предложения

5. Торги считаются завершенными, если через 10 минут с момента начала торгов или последнего предложения по цене от участника не поступило предложения, предусматривающего более низкую цену.

6. Победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта.

7. Выявляется участник сделавший лучшее предложение по цене, следующее за предложением победителя.

Победителем аукциона признается участник, который первым на момент окончания аукциона, предложил наименьшую цену контракта. Аукцион завершается автоматически, если в течение одного часа с момента подачи на ЭТП последнего предложения о цене контракта, не поступило ни одного предложения, предусматривающего более низкую цену контракта. Информация об окончании аукциона размещается на ЭТП незамедлительно после его завершения.

В течение одного часа с момента окончания аукциона на сайте размещается информация о признании участника аукциона победителем аукциона, информация о цене контракта, последнем и предпоследнем предложениях о цене контракта.

Система в течение нескольких минут автоматически формирует протокол с итогами торгов.

Сформированный протокол проведения аукциона средствами ЭТП немедленно направляется заказчику, уполномоченному органу для подписания. Данный протокол автоматически размещается на ЭТП по истечении 24 часов с момента окончания аукциона.

Непосредственно во время торгов лица, принимающие в них участие, могут видеть на экранах своих компьютеров следующую информацию:

· предмет и условия контракта;

· начальную цену контракта;

· порядок регистрации участников открытого аукциона;

· в режиме on-line — последнее и предпоследнее предложения о цене контракта и время их поступления, за исключением случаев, если в последнем предложении указывается цена контракта, равная цене, указанной в предпоследнем предложении, или превышающая такую цену.

Аукцион считается оконченным, если в течение одного часа с момента размещения последнего предложения о цене контракта на сайте больше не поступило ни одного обращения с более низкой ценой контракта. В случае если в нескольких заявках значится одинаковая наиболее низкая цена договора, победителем аукциона признается тот его участник, предложение которого поступило раньше других. Информация об окончании аукциона размещается немедленно.

Затем в течение одного часа на указанном сайте размещаются:

· решение о признании участника аукциона победителем;

· информация о цене контракта, последнем и предпоследнем предложениях;

· наименование победителя и участника, который сделал аналогичное предложение по цене контракта. При отсутствии такового, публикуются сведения о «конкурсанте», который подал предпоследнюю заявку о цене контракта.

Оператор ЭП направляет заказчику вторые части заявок участников, объявленных победителем и следующие 5 по рейтингу.

По результатам рассмотрения вторых частей заявок аукционная комиссия принимает второе решение о допуске.

Основанием для отклонения заявок являются:

1. несоответствие необходимых документов, их несоответствие требованиям документации, наличие в документах недостоверных сведений об участнике;

2. Отсутствие документов, предоставляемых для аккредитации участником, а также их несоответствие требованиям документации, наличия в них недостоверных сведений;

3. несоответствие участника требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 ФЗ.

Какие требования должны предъявляться заказчиками к выписке из ЕГРЮЛ при рассмотрении вторых частей заявок участников?

Необходимо обратить внимание на две вещи:

• 6-месячная “свежесть” выписки из ЕГРЮЛ необходима исключительно для прохождения предпринимателями аккредитации на площадке.

В дальнейшем предприниматель не должен каждые 6 месяцев представлять на площадку новую выписку. Заказчик, осуществляя допуск участников размещения заказов по второй части заявок, смотрит исключительно на наличие выписки из ЕГРЮЛ в принципе и не обращает внимания на ее “свежесть”;

• заказчик так же, как и контролирующий орган, не должен оценивать выписку из ЕГРЮЛ на ее соответствие законодательству. Если заказчик или контролирующий орган считают, что выписка из ЕГРЮЛ не соответствует требованиям законодательства, они могут обратиться в соответствующие органы власти, но это не может являться основанием для отказа в допуске участнику размещения госзаказа.

Также заказчик не может отказать участнику в допуске к торгам при указании в выписке иного адреса организации, ФИО директора и т. д., отличных от указанных в других представленных участником размещения заказа документах.

• Выписка из ЕГРЮЛ подтверждает исключительно факт регистрации данного лица и не более того. Все остальное подтверждается соответствующими документами по правоспособности, представленными участником.

Протокол рассмотрения заявок направляется заказчиком оператору. Протокол рассмотрения 2-х частей заявок и итогов аукциона размещается на сайте ЭП.

Оператор направляет победителю аукциона проект контракта, входящий в состав документации об открытом аукционе в электронной форме.

Обеспечение исполнения контракта

Победитель аукциона должен предоставить в качестве обеспечения исполнения контракта либо финансовую гарантию (поручительство крупного юридического лица, собственные средства которого не менее 300 млн.руб. или гарантию банка) либо предоставить в залог денежные средства. Если контракт не исполняется, поставщик теряет до 30 % (!) от стоимости контракта. Данное экономическое обеспечение предоставляется на электронный аукцион посредством Интернета, заверенное ЭЦП участника, а в случае внесения в обеспечение денежных средств через банковскую систему.

Страхование ответственности как форма обеспечения обязательств предпринимателей по контракту по итогам электронного аукциона не применяется.

Что касается обычных торгов, то это право заказчика устанавливать, что страхование, как обеспечение контрактов не применяется.

Поставщикам необходимо заранее, еще до торгов, заключить соответствующие предварительные соглашения на предоставление финансового обеспечения, поскольку оперативно получить такое финансовое обеспечение потом, при жестких сроках подписания контракта, будет уже не реально, а это в свою очередь, будет означать уклонение компании от заключения контракта с последствиями в виде внесения в реестр недобросовестных поставщиков и потери обеспечения по заявке в размере до 5 % от стоимости контракта.

О заключении государственных (муниципальных) контрактов

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в форме электронного документа и подписываются сторонами контракта электронной цифровой подписью. Заказчик не вправе требовать от победителя открытого аукциона подписания контракта в письменной форме. При этом дополнительные документы, сопровождающие государственный контракт (например, счета, акты сдачи-приемки, дополнительные соглашения и т.п.), оформляются сторонами путем подписания на бумажном носителе. Обмен указанными документами в электронной форме между заказчиком и исполнителем по контракту посредством электронной площадки Законом не предусмотрен.

В связи с этим у заказчиков отсутствует и необходимость хранить указанные контракты на бумажном носителе. При этом, в случае если указанный контракт требуется для предоставления в судебные инстанции либо органам, осуществляющим проверку или контроль за деятельностью заказчика, указанный контракт распечатывается на бумажном носителе из личного кабинета заказчика на электронной площадке, на которой был определен победитель аукциона в электронной форме. Подлинность и достоверность бумажной копии электронного контракта заверяется уполномоченным представителем заказчика (например, лицом, чьей электронной цифровой подписью подписан электронный контракт).

Аукцион признается несостоявшимся при условии, что в торгах фигурировал всего один конкурсант, либо если в течение одного часа с момента начала мероприятия не было представлено ни одной заявки с более низкой ценой контракта. Тогда заказчик, уполномоченный орган вправе объявить о проведении повторного аукциона или размещении заказа путем запроса котировок, если цена контракта не превышает пятисот тысяч рублей.

Уклонение от заключения контракта

Бывает, победитель аукциона не предоставляет заказчику подписанный контракт вовремя (соответствующий срок указан в извещении о проведении открытого аукциона). Тогда он признается уклонившимся от заключения контракта. Такое же решение будет вынесено, если лидер не представит обеспечение исполнения контракта при условии, что это было обязательным требованием.

Когда тот, кто одержал победу, признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе:

1. обратиться в суд с требованием о понуждении победителя аукциона заключить соглашение, а также о возмещении убытков, причиненных его уклонением от этой сделки;

2. заключить государственный или муниципальный контракт с тем конкурсантом, который предложил такую же, как и победитель, цену договора;

3. объявить о проведении повторного аукциона.

Особенности участия для СМП. Можно ли на электронном аукционе требовать от предпринимателя декларации о не нахождении компании в состоянии ликвидации, банкротства и т. д.?

В случае размещения заказов у субъектов малого предпринимательства, документация об электронном аукционе также должна содержать и требование о том, что участниками размещения заказа могут быть исключительно лица, являющиеся субъектами малого предпринимательства.

В отличие от обычных торгов требовать от предпринимателя представления им декларации о ненахождении компании в состоянии ликвидации, банкротства и т. д. нельзя, поскольку сам факт подачи заявки на участие в торгах означает, что компания считает себя не находящейся в состоянии ликвидации, банкротства и т. д. Никакой дополнительной декларации компании представлять не надо.

Заказчик только обозначает, что торги проходят для субъектов малого предпринимательства, но не может требовать от участников каких-либо документов или деклараций.

Сам факт подачи заявки на участие в торгах означает, что компания считает себя субъектом малого предпринимательства. Сама подача заявки на участие в электронном аукционе является одной из форм акцепта и означает подтверждение участником размещения заказа своего соответствия требованиям, установленным в документации об электронном аукционе. Вместе с тем в случае, если будет установлен факт несоответствия участника установленным требованиям, данный участник размещения заказа должен быть отстранен от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.

Между тем для малого и среднего предпринимательства участие в электронных аукционах остается большой проблемой. Экономическая защита интересов заказчиков ложится тяжелым финансовым бременем на бизнес, особенно, малый. Обеспечение заявки в размере до 2% НЦК, обеспечение исполнения контракта в размере 30% от НЦК, отсутствие аванса и поэтапной оплаты товаров, работ и услуг, оплата после подписания акта приема по контракту, задержка оплаты, платежи банковских %% по кредиту, взятому для исполнения контракта – все это не позволяет участвовать в аукционах малому бизнесу. То есть бизнес обязан практически кредитовать госзаказ, выполнить его за свои средства. Фактические затраты при выполнении контракта могут до 1.5 раз превышать НЦК.

Государственный контроль

Создан независимый регистратор (сервер), фиксирующий в режиме on-line происходящее на электронной площадке. Данные независимого регистратора используются при рассмотрении жалоб и проведении проверок ФАС России и его тер органов.

Жалобы на электронные аукционы могут рассматриваться исключительно в федеральных контролирующих органах.
Рассмотрение жалоб и проведение проверок в отношении действий заказчиков по электронным аукционам осуществляют территориальные управления и центральный аппарат ФАС России в зависимости от того, где находится заказчик, так же, как и по обычным торгам.

При этом в соответствии с приказом ФАС России осуществление проверок и рассмотрение жалоб на действия (бездействие) оператора электронной площадки осуществляет исключительно центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы. Территориальные управления ФАС России могут проводить проверки или рассматривать жалобы только в отношении заказчиков, но не площадок.


Открытый аукцион в электронной форме (ОАЭФ) — открытый аукцион, проводимый в электронной форме на сайте (Электронной Торговой Площадке — ЭТП) в сети Интернет в порядке, установленном главой 3.1. Федерального закона № 94-ФЗ. ОАЭФ проводится для нужд государственного заказчика (федеральные, региональные и муниципальные бюджетные организации), на Электронных торговых площадках аккредитованных Министерством Экономического Развития Российской Федерации.