Ситуация по размещению заказов для реализации отопительного сезона антимонопольным управлением признана неудовлетворительной

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Бакулина Наталья Николаевна
Главный специалист-эксперт
государственных и муниципальных
заказов Управления Федеральной
антимонопольной службы
по Амурской области


Ежегодно на подготовку к отопительному сезону в Амурской области тратятся сотни миллионов бюджетных средств. Данные средства в 2010 году муниципальные и государственные заказчики должны направить на закупку топлива, котельного оборудования и модернизацию коммунальной инфраструктуры.

Между тем, как отмечает Амурское управление Федеральной антимонопольной службы, ситуация, связанная с размещением таких заказов в целом неблагоприятная: заказчики закупают товары и услуги необходимые для реализации отопительного сезона с многочисленными нарушениями норм 94-ого Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в связи с чем, в управление поступают жалобы участников размещения заказа на действия заказчика и созданных ими комиссий.

Так, за 2009 год поступило около 20 жалоб на действия заказчиков при размещении заказов на поставку котельного оборудования, ремонт и модернизацию объектов теплоснабжения и коммунальной инфраструктуры. По трем заказам антимонопольное управление обратилось с исками в суд о признании их недействительными и суд удовлетворил требования управления. За истекший период 2010 года в управление поступило 16 жалоб, 11 из них признаны обоснованными, с целью устранений нарушений закона заказчикам выданы предписания. По одному заказу подготовлен иск в суд о признании торгов и заключенного по их результатам контракта недействительными. В отношении 5 должностных лиц принимаются решения о возбуждении дел об административном правонарушении по выявленным нарушениям. Информация по результатам рассмотрения одной жалобы передана в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам коррупции в действиях должностных лиц.

В 2009 году за нарушение законодательства размещении заказов при размещении заказов при закупке топлива и котельного оборудования управлением было наложено штрафов на сумму 582 840 рублей.

В период с 01.01.2010 по настоящее время отделом государственных и муниципальных заказов Амурского УФАС России возбуждено 160 дел об административном правонарушении за нарушения законодательства о размещении заказов. Всего вынесено 78 постановлений о привлечении к административной ответственности на общую сумму 1741125,00 рублей, из них 20 административных дел возбуждено по результатам рассмотрения жалоб. Должностными лицами Управления вынесено 19 постановлений (по результатам жалоб) о привлечении к административной ответственности на общую сумму 532 000 рублей. 26 дел находится в стадии рассмотрения. В том числе в настоящее время принимается решение о возбуждении 6 административных дел в отношении должностных лиц и членов комиссии администрации Поярковского сельсовета за выявленные нарушения при размещении заказов на поставку котлов.

Необходимо отметить, что данная статистика не отражает реальной ситуации, поскольку не всегда участники торгов обращаются с жалобами на неправомерные действия заказчиков, иногда заказчики и поставщики пытаются договориться между собой за «молчание».

Антимонопольное управление при осуществлении контроля в сфере размещения заказов на поставку котельного оборудования отмечает такие нарушения Закона о размещении заказов как: заключение контракта на закупку топлива без торгов либо заключение дополнительного соглашения контракта, увеличивающее сумму контракта, что запрещено законом. Так должностное лицо федерального заказчика заключило дополнительное соглашение на сумму, изменяющую сумму государственного контракта на 116 420 рублей, в результате чего было оштрафовано на сумму 232840 рублей.

Кроме того, отмечаются такие нарушения как: необоснованный отказ в допуске к участию в аукционе участников размещения заказа; выбор победителя аукциона с нарушением требований закона; включение в один лот товаров, работ и услуг технологически и функционально не связанных друг с другом. В частности, единым лотам закупаются котлы и работы по модернизации котельных. Например, администрация Чигиринского сельсовета при размещении заказа на выполнение работ по капитальному ремонту котельной и теплотрассы с. Чигири Благовещенского района объединила в один лот поставку товаров (котлов) и выполнение работ по капитальному ремонту, что ограничило круг участников размещения заказа, занимающих определенные ниши на рынке производителей котельного оборудования и строительно-монтажных работ. Кроме того, заказчиками устанавливаются незаконные требования к участникам аукциона, в документации об аукционе не указываются технические характеристики товара, требования к качеству работ, безопасности товаров и т.д. Часто аукционными комиссиями муниципальных заказчиков нарушается порядок проведения аукциона, ограничивается доступ участников на аукцион. Так антимонопольным управлением выявлены данные нарушения со стороны Администрации Поярковского сельсовета при проведении аукциона на поставку семи водогрейных котлов, в связи с чем, антимонопольным управлением принято решение об обращении с иском в суд о признании данных торгов недействительными и привлечении к административной ответственности виновных лиц.

Среди нарушителей Закона о размещении заказов в прошлом году отмечены администрация Константиновского района, администрация г. Свободного, МУП «Топливное», администрация Мазановского района, администраций пгт. Ерофей-Павлович, а также федеральный заказчик – ГУ Дальневосточного зонального научно-исследовательский ветеринарный институт.

Чаще всего заказчиками выступают органы местного самоуправления, не предпринимающие должных мер по законному размещению бюджетных средств.

Следует обратить внимание, что Закон о размещении заказов действует с 2006 года, однако ситуация с размещением заказов для подготовки к отопительному сезону изменилась ненамного. Заказчики не используют предыдущий опыт своих коллег при размещении заказов, сами неоднократно повторяют одни и те же ошибки, хотя решения о рассмотрении жалоб размещаются антимонопольным органом на официальном сайте, доводятся до заказчиков.

Что же служит причинами таких нарушений?

Во-первых, отмечается низкий уровень подготовки специалистов, занимающихся размещением заказов. Второе - заказчики начинают поздно готовиться к размещению данных заказов и как следствие – не успевают к отопительному сезону. Отмечается также отсутствие необходимой технической документации при строительстве, реконструкции и модернизации объектов коммунального назначения. Следующая причина – сговор между заказчиком и участниками заказа, что приводит к предложению поставщиком товара ненадлежащего качества по завышенной цене. Кроме того, часто заказчиками вообще не проводится предварительный анализ (мониторинг) цен заказчиками рынка товаров работ и услуг в сфере ЖКХ, тщательно не прописываются технические характеристики товаров, технические задания выполняемых работ, в связи с чем, устанавливаются необоснованно завышенные цены государственных или муниципальных контрактов, а заказчики получают товар не соответствующий их потребностям.

Остается задать вопрос: почему торги на закупку котельного оборудования, ремонт и модернизацию объектов теплоснабжения, коммунальной инфраструктуры, топлива проводятся непосредственно перед отопительным сезоном, почему распределяются бюджетные средства не в соответствии с требованиями 94-ФЗ, а так как желают отдельные заказчики.

Некомпетентные действия заказчиков приводят к нарушению Федерального закона «О защите конкуренции» и Федерального закона «О размещении заказов…», к неэффективному расходованию бюджетных средств, ущемлению прав и законных интересов участников торгов.

Антимонопольная служба намерена и дальше пресекать нарушения в сфере закупок, связанных с подготовкой к отопительному сезону, посредством применения административных мер реагирования, выдачи предписаний, признания торгов недействительными.

Для сведения государственных и муниципальных заказчиков, членов единых, аукционных, конкурсных, котировочных комиссий, нарушающих законодательство о размещении заказов: штрафы за несоблюдение требований законодательства в сфере размещения заказов варьируются от 3 до 50 тысяч рублей в зависимости от тяжести правонарушения.

Не следует ли задуматься, принимая решение, противоречащее закону?