Торг здесь неуместен

Главная потребительская страшилка этого лета — рост цен на основные группы продовольственных товаров из-за засухи. Хотя у государства отныне есть механизм борьбы со спекулянтами. В конце прошлого года был принят Закон “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации”. “МК” решил разобраться, сможет ли этот документ спасти миллионы российских покупателей от непомерных трат. А заодно проверить, будут ли стимулировать отечественных производителей введенные в силу 1 августа последние нормы закона.

Супермаркет не подходит, если вы хотите прочувствовать всю торговую истерию нынешнего момента. Там все как всегда — холодок кондиционера, стрекот кассовых аппаратов, целлофан, синеватый свет ламп, “2 по цене одного”, “Акция”, “Сезонное предложение”... На рынок надо идти, на рынок — как это вчера сделали корреспонденты “МК”. По торговым рядам одного из столичных базаров шел нехороший шепоток. “Эту партию продадим, а что потом?” — “Придет новый товар — поставим дороже, вот и все дела”. Кто-то кричит в телефон: “И привезите круп побольше! У меня за сегодня недельную норму с руками оторвали!” Не представляете, какого труда стоило уйти оттуда ровно с тем, за чем пришли: кило персиков и полтора помидоров-“сливок”. Но руки так и тянулись к соли, спичкам и прочим стратегическим товарам.

Справедливости ради стоит отметить, что розница пока лишь смутно ощущает жаркое дыхание засухи. Так, по данным Росстата, за последние недели бобовые подорожали на 3,9%, гречневая крупа — на 5,5%, пшеничная мука — на 1,7%, сахар — на 1%. Тем временем агентство Reuters со ссылкой на одну из крупных торговых сетей сообщает, что с начала июня и по 3 августа закупки риса стали обходиться дороже на 6—32%, гречки — на 48—73%, манки — на 31—77%, а цены на муку выросли на 79—121%.

“Увеличение отпускных цен обосновано не показателями рыночного баланса, а ожиданиями и желаниями ритейлеров, это спекулятивный рост цен”, — объясняет Елена Тюрина, генеральный директор Института аграрного маркетинга. По ее словам, говядина и свинина за последнюю неделю даже немного подешевели. Страдающие от жары покупатели переключились на более легкую курятину. В сентябре в Россию начнут ввозить и американских бройлеров. Поэтому Тюрина не видит предпосылок для активного роста цен на мясо и птицу. Кроме того, по ее словам, эмбарго на экспорт зерна спасет от спекуляций с пшеницей. А ажиотаж вокруг дефицита гречневой крупы вполне может компенсировать хорошая ситуация с рисом, отмечают эксперты, знакомые с ситуацией. Неплох урожай в Краснодарском крае, да и страны — импортеры этого продукта не жаловались на природные катаклизмы.

Безграничные рамки закона

Начиная с этого года государству есть что противопоставить растущим ценам на продукты. Соответствующая норма содержится в ФЗ №381 “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” от 28 декабря 2009 года. Если в течение тридцати календарных дней подряд где-либо розничные цены на социально значимые продукты вырастут на 30% и более, то правительство вправе само установить предельные расценки на срок не более чем 90 суток.

Стоит отметить, что это, пожалуй, единственная норма в торговом законе, которая напрямую защищает обычного покупателя. Несмотря на заявление зампреда Комитета ГД РФ по конституционному законодательству и госстроительству Ирины Яровой о том, что “закон в первую очередь отвечает интересам граждан”, он в основном описывает взаимоотношения поставщиков и торговых сетей.

2009 год был хлебным, и вряд ли многочисленные авторы документа предполагали, что норма о госрегулировании цен станет актуальной так скоро. Но на деле единственная “человеческая” норма закона может оказаться бесполезной. Если мука и хлеб будут дорожать ежемесячно “всего лишь” на четверть, государство не сможет вмешаться. Да и такая продуктовая инфляция — тоже из области фантастики. Так что от регулярного подорожания, которое вписывается в довольно широкие рамки закона, россиян никто не в силах защитить.

Кроме того, не каждое повышение цены товара в рознице является спекулятивным случаем, напоминает независимый аналитик торговой отрасли Ирина Канунникова. Если, например, транспортное сообщение с районом нарушено из-за непогоды, то сложно будет предъявить поставщикам какие-то претензии. “Неурожай, который вызван настоящими погодными условиями, тоже может служить причиной повышения цен”, — отмечает она.

Тем не менее, глава Аграрного комитета Госдумы Валентин Денисов полагает, что осенью власти еще вернутся к торговому закону. Парламентарий уверен, что в условиях неурожайного года руководство страны должно иметь возможность сильнее влиять на ценообразование, а Закон “О регулировании торговой деятельности” требует серьезной корректировки. “В особых условиях, в которых сейчас мы оказались, государство должно “прямым текстом” влиять на цены социально значимых товаров и формирование их списка. В нашем варианте законопроекта все это было прописано. Но в итоге получилось как получилось”, — сетует Денисов.

Не нравится — идите на рынок

Закон “О торговле” регулирует в основном взаимоотношения “ритейлер—поставщик”. Предполагалось, что он оградит производителей от поборов за место на магазинных полках и бесконечных отсрочек платежей. По данным Федеральной антимонопольной службы России, в прошлом году вторая проблема была суперактуальной (см. таблицу).

С 1 августа 2010 года вступила в силу та часть закона, которая касается срока расчета за поставленную продукцию. Отныне для скоропортящихся продуктов он составляет не более 10 дней, для товаров со сроком годности 30 дней — до 30 дней соответственно, и если продукция хранится больше месяца — до 45 дней.

Это на бумаге. А на деле же изменилось немногое, рассказал корреспонденту “МК” представитель одной крупной торговой компании, по понятным причинам пожелавший остаться неназванным. Уловки некоторых ритейлеров иначе как шедеврами мысли не назовешь. “Они действительно сократили отсрочку, как того требует закон. По нашим группам товаров — до 45 дней. Но по поставкам с нами все равно рассчитываются только через 60 дней. Почему? Они просто перевели эти 15 дней себе в проценты. Если мы хотим получить свои деньги раньше, то за каждый день должны оставить им определенный процент от суммы контракта”. То есть сети, по сути, бесплатно кредитуются за счет своих поставщиков. Не хватает оборотных средств — не беда. Пусть лучше кто-нибудь подождет с оплатой.

По словам собеседника “МК”, 1 августа не многое изменило во взаимоотношениях продавцов и поставщиков. “Мы просто получили еще одну договорную кампанию. Раньше мы готовили документы один раз в год, а теперь пришлось делать это еще и в середине лета. Нам выкручивали руки, но мы все переподписали”. Внешне эти бумаги соответствуют новым положениям Закона “О торговле” — все выплаты мимикрировали и стали по-другому называться, утверждает он.

Теоретически затягивание сроков оплаты обойдется сетям в сумму от 300 тысяч до одного миллиона рублей, могут оштрафовать и руководителей излишне медлительных сетей на сумму от 10 до 50 тысяч рублей. В предыдущем предложении главным является слово “теоретически”. Потому что на практике сети могут совершенно безнаказанно затягивать со сроками расчета за поставки, указывает зампред аграрного комитета Совета Федерации Сергей Лисовский. Штрафов о нарушении сроков пока нет в природе — соответствующая поправка в Кодекс об административных правонарушениях еще не принята. “Х5 Retail group пока просто не платят своим поставщикам овощей и фруктов. Пока изменений в КоАП нет, поставщикам остается только подавать в суд”, — указывает он. В общем, кому не нравится — может пойти торговать своей продукцией самостоятельно.

Правда, поставщики могут надеяться еще и на ФАС. Служба будет следить за исполнением новых требований путем проверок и проведения расследований по их результатам, пообещал Тимофей Нижегородцев, начальник управления контроля социальной сферы и торговли ведомства. По его мнению, новый Закон “О торговле” стимулирует развитие экономики. И в первую очередь отражается на развитии сельского хозяйства, в том числе за счет ускорения оборачиваемости капитала. “Трения, конечно, есть”, — аккуратно замечает чиновник. Касаются они товарных отношений — торговые сети переписывают свои контракты с поставщиками по новым правилам, где необходимо понять и просчитать все нюансы. Нижегородцев уверен, что и ритейлеры могут извлечь пользу из введения новых сроков оплаты. У них появился повод улучшить логистику, управление запасами и материальными потоками.

Базарные бабки

Справедливости ради стоит отметить, что сроки расчета, установленные новым законом, вышли только по скоропортящейся продукции. Поставщики иных групп товаров получат от сетей свои барыши как минимум в сентябре. Исполнительный директор некоммерческого партнерства “Русбренд” Алексей Попович уверяет, что члены ассоциации, которые производят товар с небольшим сроком годности, не имеют сложностей с расчетами. “Со сроками платежей проблем нет, сетями все соблюдается”, — отметил он. “Пока от поставщиков особых жалоб не поступало”, — вторит Канунникова. В общем, сеть сети рознь. Кроме того, чем крупнее поставщик, тем спокойнее он себя чувствует в разговоре с ритейлером.

К сожалению, не все бизнесмены разделяют оптимизм ФАС. Владислав Корочкин, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “Опора России”, согласен: действительно, торговые сети заранее начали приводить свои договоры с поставщиками в соответствие с новыми требованиями. Были изменены сроки оплаты и упразднены так называемые бонусы. “Но все это скажется только на производителях продовольственных товаров, остальным же скорее всего удлинят сроки оплаты услуг”, — предрекает он. Раз торговые сети обязаны заплатить одним поставщикам в течение 10 дней, соответственно, другие могут и подождать. Впрочем, он оговаривает, что это касается не всех сетей: “У некоторых еще остались принципы корпоративной этики”.

Закон “О торговле” обсуждался в последние годы с разной степенью активности и сменил за это время три ответственных ведомства. В то же время у каждой уважающей себя отраслевой торговой ассоциации в рукаве был припрятан свой вариант законопроекта. Новый виток внимания к проекту случился в прошлом году. Страсти достигли пика, когда 24 июня 2009 года премьер-министр Владимир Путин провел совещание в столичном супермаркете “Перекресток” в Крылатском и отругал его владельцев за большую торговую наценку. После такого пассажа затягивать с принятием законопроекта было даже как-то неприлично, но обсуждение в ритме танго шло вплоть до третьего чтения. Столь затянутая война правок объяснялась тем, что и производители, и торговые сети активно отстаивали свои взаимоисключающие интересы. Неудивительно, что итоговый законодательный продукт многие эксперты оценивали как систему сдержек и противовесов. Ни вашим, ни нашим.