Федеральному закону «О рекламе» исполнилось 15 лет

Главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы Амурского УФАС России Малышева Елена Владимировна
Специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы Амурского УФАС России Ельчанинова Ольга Юрьевна



18 июля 2010 года исполнилось 15 лет первому в истории Российской Федерации Закону «О рекламе», регулирующему отношения в сфере производства, размещения и распространения рекламы. Закон вступил в силу 25 июля 1995 года, в нем впервые было дано понятие «реклама», общие и специальные требования к рекламе, ответственность за нарушение рекламного законодательства. Органом, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, стала Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления (в нашей области – Амурское УФАС России).
С развитием рыночных отношений и рекламной индустрии в нашей стране менялся и Закон «О рекламе»: в него неоднократно вносились дополнения и изменения. Уточнялись сфера применения закона, понятие «реклама», особенности распространения наружной рекламы и рекламы на почтовых отправлениях, полномочия антимонопольного органа, ответственность за нарушение рекламного законодательства. Ужесточались требования к рекламе в радио- и телепрограммах, рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе, вводились специальные требования к рекламе о деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари.
С 1 июля 2006 года в Российской Федерации вступила в силу новая редакция Закона «О рекламе», принятая 13 марта 2006 года, в которой сохранилась структура предыдущего закона, его общие положения. Вместе с тем были введены новые требования, регламентирующие рекламу о проведении стимулирующих мероприятий; рекламу биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания; рекламу услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением; срок действия рекламы, признаваемой офертой.
За время существования нового Закона «О рекламе» в него 12 раз вносились изменения. В частности, уточнялось понятие «объекта рекламирования», общие требования к рекламе, особенности распространения наружной рекламы, ответственность за нарушение рекламного законодательства. Введен пункт о стоимостных показателях в рекламе: они должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте. Ужесточены требования к рекламе в телепрограммах и телепередачах, рекламе основанных на риске игр, пари. Также было введено понятие «федеральный телеканал» и специальные требования к заключению федеральными телеканалами договоров на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы.

Одним из последних нововведений Закона «О рекламе» стало ужесточение требований к рекламе медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности. С 22 января 2010 года данный вид рекламы не должен обращаться к несовершеннолетним и может быть размещен только в газетах и журналах (за исключением первых и последних полос, обложек).
Еще одним новшеством в законе, которое вступит в силу с 18 ноября 2010 года, является недопущение рекламы растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
Неоспорим тот факт, что для продвижения на рынке товаров, работ, услуг, их изготовителей и продавцов, привлечения к ним внимания, формирования и поддержания интереса, нужна не только запоминающаяся, но и грамотная реклама. Закон «О рекламе» прост в применении, любой креативно мыслящий «рекламщик» или предприниматель может создать качественный рекламный продукт, не нарушая требований данного закона.