Антимонопольщики предлагают штрафовать жалобщиков-обманщиков

Амурские антимонопольщики подвели итоги работы за 2009 год. В ушедшем году сотрудники службы рассмотрели 350 обращений и жалоб на недобросовестную конкуренцию, на нарушение закона о рекламе, на необоснованно повышенные цены и другое. Было возбуждено 352 дела, а бюджет области благодаря штрафам пополнился почти на 18 миллионов рублей.

За весь год от предпринимателей и организаций к антимонопольщикам поступило почти 200 жалоб, касающихся государственных закупок. Контролируя размещение бюджетных средств, сотрудники службы выявили, что половина жалоб из 141 рассмотренной обоснованы. Заказчики либо предъявляют участникам конкурсов на закупки завышенные требования, либо несправедливо подводят итоги.

Говоря об этой части своей работы, руководитель амурского управления службы Татьяна Яковлева посетовала, что больше половины времени ее подчиненные вынуждены тратить в пустую. Дело в том, что более 60 % обращений, связанных с государственными закупками, не обоснованы, а авторы заявлений, зная о том, что их жалоба не обоснована, даже не приходят на заседания. «Вдумайтесь только в эту цифру – 60 % рабочего времени, физических ресурсов, финансовых бюджетных средств службы используется зря. Эта ситуация настолько серьезна, что руководство федеральной антимонопольной службы при одобрении Минэкономразвития внесла предложение, чтобы лица, которые отправляют нам заведомо необоснованные жалобы, подвергались административному штрафу. И рассматривается второй вариант, который сможет помочь уменьшить количество необоснованных жалоб – внести изменения в Налоговый кодекс, где будет предусмотрена уплата налоговой пошлины при обращении в антимонопольный орган. Это будет дисциплинировать лиц, собирающихся обратиться с жалобой», – считает Татьяна Яковлева.

Закон о госзакупках нарушают и выигравшие поставщики. Такие случаи тоже расследует антимонопольная служба. Выиграв конкурс на поставку, организации отказываются выполнять заключенный контракт или выполняют его некачественно. По итогам таких проверок антимонопольщики составили реестр недобросовестных поставщиков. В Амурской области в него попали 13 организаций. Попадание в этот список лишает предприятие права участвовать в конкурсах на государственные закупки в течение двух лет.

Каждую неделю антимонопольщики отслеживают цены на бензин и авиакеросин, каждый месяц – цены на некоторые продукты, например, молоко, хлеб, мука, зерно и подсолнечное масло. Кроме этого, в минувшем году служба наблюдала за наценками на лекарства. «Сложность здесь для нас заключается в том, что есть орган, который устанавливает торговую надбавку на лекарственные средства, есть орган, который контролирует эту надбавку. Какая роль здесь антимонопольной службы? Мы посмотрели на согласованные действия между аптечными учреждениями, но доказательств на согласованные действия абсолютно нет», – говорит Татьяна Яковлева. Проверки, проведенные совместно с прокуратурой, выявили ряд нарушений только в аптеках «Амурфармации». Сейчас готовятся материалы для возбуждения дела.

Большую долю обращений в антимонопольную службу составляют заявления юридических лиц, однако с жалобы поступают и от обычных жителей области. Правда, таких обращений крайне мало, говорят в службе. Чаще всего амурчане жалуются на нарушение закона о правах потребителей и на рекламу. Первые жалобы, объясняют антимонопольщики, к ним поступают не по адресу, поэтому эти заявления переправляются в соответствующие отделы. Что касается жалоб на рекламу, то чаще всего амурчане высказывают претензии вполне обосновано.

Всего за год было рассмотрено 45 обращений по поводу нарушения закона, проведено 88 проверок. Выявлено 552 факта нарушения в сфере рекламы. «Наиболее актуальные дела – реклама пива и игорного бизнеса. По игорному бизнесу нам пришлось работать, когда действовал уже запрет на казино, но реклама продолжала существовать», – рассказывает руководитель управления.

Говоря о недобросовестной конкуренции, Татьяна Яковлева привела в пример обращение амурского отделения Союза журналистов России. Журналисты пожаловались на газету «Бизнесмен». «В выходных данных они ставили тираж 12 тысяч экземпляров. Очень долго они с нами спорили, когда мы выявили, что реальный тираж газеты – пять тысяч экземпляров. Мы прошли все судебные инстанции, – вспоминает Татьяна Ивановна. – Это недобросовестная конкуренция. Это издание рекламного характера. Рекламодатели прежде, чем подать рекламу, смотрят тираж газеты, сколько человек купят газету».