Реформа века или реформа на полвека?

Эпопея с реформой ЖКХ длится уже более 10 лет. За это время органами местного самоуправления было предпринято не мало попыток привести систему ЖКХ в относительный порядок. Амурская область по осуществлению программы занимает далеко не последнее место. Вроде все у нас в области в порядке: успешно (или с переменным успехом) работают на рынке коммунальных услуг более 200 частных управляющих компаний (УК), примерно 30% земельных участков переданы в собственность жильцам домов, расположенных на них. Очень успешно сработало ЖКХ в плане перехода на прямые расчеты за услуги ЖКХ. Начали пользоваться хорошим спросом счетчики тепло- и водоснабжения.

Но вот незадача – хорошую статистику реформы (рассчитанную, кстати, до 2012 года) портит такой показатель как выбор способа управления жилыми домами. идеале это должно выглядеть так: владельцы квартир на собрании выбирают способ управления, а если они не смогли определиться, им помогают органы местного самоуправления. Для чего они проводят открытый конкурс, победитель которого и становится управляющей компанией. Этой организации и предстоит заключить с собственником договор управления. В нем должно быть прописано, как и за какие деньги дом будет содержаться в порядке.

Амурской области собственники всего 4914 многоквартирных домов выбрали способ управления. При этом Управляющая организация – это юридическое лицо, оказывающее услуги по управлению многоквартирными домами в соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ. А все сроки выбора УК жильцами истекли еще в 1 января 2007 года. В свою очередь, органы местного самоуправления должны были после 1 мая 2008 г. объявить открытые конкурсы по выбору управляющей компании для каждого дома. Но данные конкурсы если и были объявлены, то не состоялись, а повторно объявлять их органы власти не торопятся.

По этому поводу Управлением Федеральной антимонопольной службы по Амурской области было проведено совещание, на котором присутствовали главы районов и поселений Амурской области в которых проблема выбора управляющих компаний стоит необычайно остро. В их числе города Благовещенск, Тында, Свободный, Белогорск, районы – Тындинский, Сковородинский, Октябрьский и Зейский. Антимонопольщики выразили свою тревогу по поводу бездействия властей по выбору управляющей компании для многоквартирных домов. Такая ситуация может сказаться не только на состоянии жилищного фонда (который уже не в лучшем виде), но и на условия проживания граждан. Недовольство управления вызвано еще и тем, что все сроки проведения открытых конкурсов выбора УК давно истекли, еще 1 мая 2008 года, поэтому данное «бездействие» органов власти может рассматриваться как нарушение закона о защите конкуренции. Прецеденты с признанием органов власти нарушившими данный закон уже были. Так, в мае этого года ФАС России признало правительство г. Москвы нарушившим часть 1 статьи 15 закона о конкуренции и это далеко не первый и не последний случай. Амурским УФАС России в 2008 году было рассмотрено 19 дел в связи с не проведением органами местного самоуправления конкурсов по выбору управляющей компании. В 2009 году за первое полугодие рассмотрено уже 8 дел.

На данный момент Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области проводит мониторинг по сбору данных о домах, до сих пор остающихся без управляющей компании. По итогам данного мониторинга, в случае бездействия властей, будут возбуждаться дела о нарушении антимонопольного законодательства.