Рекламные нарушения

Реклама везде - на остановках, в газетах, когда слушаем радио или смотрим телевизор. Проблема в том, что зачастуюреклама бывает обманчива. Однако нас, потребителей, от ненадлежащей рекламы защищает Закон «О рекламе», в котором предусмотрены все нюансы рекламной деятельности.

Несмотря на то, что СМИ в данное время несут ответственность за опубликованную в них ненадлежащую рекламу, некоторые рекламодатели все же настаивают на подобных размещениях. О том, каковы самые распространенные нарушения закона о рекламе, рассказывает главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы Амурского УФАС России Елена Владимировна МАЛЫШЕВА.
- В 2008 году было проверено 2000 фактов, указывающих на событие правонарушения. Это в 2,8 раз выше, чем в предыдущем году. При этом было выявлено 857 фактов нарушения рекламного законодательства. Статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) определено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.
Всего за 2008 год выдано постановлений о наложении штрафа на общую сумму 529000 рублей.
- Какие виды нарушений наиболее распространены?
- Прежде всего, это реклама медицинской техники и услуг (нарушение части 7 статьи 24). В такой рекламе обязательно должно размещаться предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Сюда же можно отнести и рекламу биологически активных добавок, когда им приписываются лечебные свойства. На самом же деле БАДы такими свойствами не обладают.
Еще одно распространенное нарушение - это отсутствие полной и достоверной информации в рекламе финансовых услуг. Также очень часто не указывается наименование организации, предоставляющей кредит на товары или услуги.
Распространены нарушения и в рекламе алкогольной продукции. Это нарушение пункта 6 части 1 статьи 22, части 3 статьи 22 - реклама «пиво на розлив» с использованием образа людей, без предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива. Так же это относится к рекламе, имеющей соответствующее предупреждение, когда ему отведено менее 10% рекламной площади (пространства).
Средствам массовой информации необходимо помнить, что реклама должна размещаться с пометкой о том, что это реклама (часто реклама выдается под видом статей). На телевидении, в частности, должно быть предварительное сообщение о последующей трансляции рекламы. Иначе это будет нарушением части 1 статьи 14.
- Какие нарушения уже выявлены в наступившем году?
На данный момент прошло четыре заседания комиссии, на которых рассматривали вопросы о размещении в печатных общественно- политических изданиях рекламной информации без пометки «реклама».