Куда улетают деньги?

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Специалист – эксперт отдела государственных и муниципальных заказов А.И. Гогина

Главной задачей, стоящей перед заказчиком при размещении заказов, является экономия средств, выделяемых государством для государственных и муниципальных нужд. Однако не каждый заказчик способен решить эту задачу.

Нередко заказчик при формировании начальной (максимальной) цены контракта не проводит мониторинг, в связи с чем, устанавливаемая им цена на товар, работу, услугу необоснованно занижена или завышена.

Если начальная цена контракта не соответствует рыночным ценам или возможностям потенциальных участников размещения заказа, то есть занижена, заказчик рискует не получить ни одной заявки на участие в торгах. В результате могут быть затянуты сроки размещения заказа (например, при проведении повторного размещения заказа) и увеличены расходы на его проведение. В другом случае, заказчику предстоит обратиться в уполномоченный орган для согласования решения о заключении контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), что также приведет к потере времени, да и не даст гарантий того, что найдется поставщик, который согласиться заключить контракт на условиях несостоявшихся торгов в убыток своей деятельности.

Если начальная (максимальная) цена контракта завышена, могут возникнуть и другие риски. Во-первых, завышенная цена контракта не стимулирует участников размещения заказа в существенном снижении такой цены до обоснованного уровня, ведь каждому поставщику выгодно получение сверх прибылей. Кроме того, если, например, к аукциону будет допущен лишь один участник, то контракт, скорее всего, будет заключен по начальной цене, что не обеспечит неэффективное расходование бюджетных средств и государство понесет неоправданные затраты.

Таким образом, от правильного (реального) расчета цены контракта будет зависеть и эффективное использование бюджетных средств, и развитие добросовестной конкуренции, что является первоочередным для заказчика.