Основные нарушения антимонопольного законодательства на рынке энергоснабжения в Амурской области.

Н.В. Черновова - зам. начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти

Одной из основных функций Федеральной антимонопольной службы, а в частности и её территориальных органов является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере электроэнергетики.
На территории Амурской области единственным участником оптового рынка электроэнергии, оказывающим решающее влияние на условия обращения электроэнергии на розничном рынке, является ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице его филиала «Амурэнергосбыт», занимающее доминирующее положение на рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии и состоящее в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, с долей в размере - 78,3%.
В течение 2008 г.и за истекший период 2009 г. Амурским УФАС России рассмотрено 34 поступивших заявлений и жалоб на действия ОАО «ДЭК, в том числе из Прокуратуры Амурской области - 9, в части навязывания невыгодных условий договора и ограничения электроснабжения.
По результатам рассмотрения указанных заявлений и жалоб антимонопольным органом было возбуждено в 2008 году 11 и в 2009 – 5 дел в отношении ОАО «ДЭК» по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции», которая запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других лиц.
Одно из наиболее встречающихся причин обращения хозяйствующих субъектов – индивидуальных предпринимателей, предприятий – навязывание невыгодных условий договора, в частности включение условий по оплате 100% заявленных договорных величин расчетного периода в срок до 15 числа расчетного месяца.
Пункт 70 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, предусматривает порядок оплаты покупателем электроэнергии (за исключением граждан-потребителей и организаций, приобретающих электроэнергию для целей оказания коммунальных услуг) гарантирующему поставщику половину договорного объема потребления электрической энергии в срок до 15 числа месяца, в котором осуществляется потребление электроэнергии, если иное не установлено договором энергоснабжения.
Пользуясь правом внесения в условия договора иного порядка оплаты потребляемой электрической энергии ОАО «ДЭК» предлагает в проектах своих договоров потребителям оплачивать предварительно весь объем заявленных договорных величин потребления.
При этом в момент заключения договора многие покупатели, не обращая на это никакого внимания, подписывают договоры в предложенной ОАО «ДЭК» редакции. Однако в период действия договора начинают понимать, что эти условия абсолютно невыгодны для них, так как затрагивают финансово-экономические интересы этих лиц.
В связи с этим хозяйствующие субъекты обращаются в амурское УФАС России, при этом не представляя каких-либо доказательств навязывания этих условий со стороны ОАО «ДЭК». По этой причине у антимонопольного органа недостаточно материалов для установления факта злоупотребления доминирующим положением данным хозяйствующим субъектом и возбуждения дела в отношении ОАО «ДЭК» по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Среди обращений имеются и коллективные обращения предпринимателей либо обращения Председателей Советов предпринимателей районов и городов в защиту интересов предпринимателей, в основном опять же не подтверждающие какими-либо документами факты нарушения со стороны ДЭКа.
Исходя из содержания пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который запрещает действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, в том числе действия по навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, злоупотребление доминирующим положением будет заключаться в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.
Таким образом, для рассмотрения антимонопольным органом действий хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, связанных с навязыванием условий договора, не выгодных для заявителя или не относящихся к предмету договора, как нарушения вышеуказанной нормы Закона «О защите конкуренции», заявителю следует представлять доказательства, свидетельствующие о том, что доминирующий на рынке энергоснабжения субъект при заключении договора ущемляет его интересы, в том числе путем злоупотребления доминирующим положением навязывает свою редакцию договора (например, отключает либо ограничивает подачу электроэнергии, намеревается совершить подобные действия или каким-либо иным способом оказывает давление на заявителя, что должно быть подтверждено официальной перепиской, иными документами).
В случае, если доминирующий на рынке субъект не совершает действий по принуждению контрагента к заключению договора и не уклоняется от урегулирования возникших между сторонами разногласий, признаки нарушения антимонопольного законодательства в части навязывания условий договора отсутствуют. В таком случае контрагент вправе урегулировать возникшие разногласия самостоятельно либо передать их на рассмотрение суда, как это устанавливает ст. 445 ГК РФ.
В этом году Амурским УФАС рассмотрено 4 дела, возбужденные в отношении ОАО «ДЭК» по заявлениям 4-х предпринимателей из п. Новобурейск по фактам навязывания невыгодных условий договора в связи с тем, что на предложение внести изменения в действующие договоры энергоснабжения, предусматривающие более выгодных для них условия. После длительного молчания со стороны энергоснабжающей организации предприниматели обратились к антимонопольный орган, в связи с чем были возбуждены дела в отношении ОАО «ДЭК» по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Не желая последствий признания нарушившим антимонопольное законодательство (это административная ответственность в виде штрафа в крупном размере), ОАО «ДЭК» направило в адрес предпринимателей проекты новых договоров энергоснабжения. После поступивших в его адрес протоколов разногласий – стороны урегулировали спорные пункты в результате неоднократных совместных встреч, подписания протоколов согласования разногласий. Дела были прекращены в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства.
Предприниматели п. Новобурейск в этом случае смогли защитить свои права благодаря Совету предпринимателей и вмешательству антимонопольного органа.

- Еще одно из часто встречающихся условий, включаемое ОАО «ДЭК» в договоры энергоснабжения, которое так пугает многих покупателей электроэнергии – это условие компенсации Гарантирующему поставщику стоимости отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема потребления в случае несоблюдения договорных величин.
В договорах энергоснабжения, заключенных ОАО «ДЭК» с покупателями электроэнергии в 2007 году, один из пунктов предусматривал в случае несоблюдения договорных величин электропотребления компенсацию Гарантирующему поставщику стоимости отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема электропотребления до вступления в силу «Правил определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии» по предложенной ОАО «ДЭК» формуле.
Антимонопольные органы признавали ОАО «ДЭК» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» (навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора), а судебная практика подтвердила правильность выводов антимонопольных органов, в связи необоснованным возложением ОАО «ДЭК» на контрагента обязанности компенсировать гарантирующему поставщику стоимость отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема потребления и выплатить стоимость отклонений при изменении договорного объема электропотребления, исчисленный по приведенной в договоре формуле.
Согласно пункту 68 Правил стоимость отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема потребления компенсируется в соответствии с Правилами определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), компенсации стоимости отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Так как на момент заключения договоров, так и в настоящее время, соответствующие Правила не приняты, поэтому основания для включения в договор условий такого пункта отсутствовали.
В период проведения договорной кампании на 2009 год ОАО «ДЭК» изложило вышеуказанный пункт договора под отлагательным условием и предусмотрело компенсацию стоимости отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема в соответствии с Правилами определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии, указав при этом, что такая обязанность покупателя наступает с момента вступления в силу данных Правил, о чем Гарантирующий поставщик заблаговременно уведомляет Покупателя путем подписания дополнительного соглашения к договору и внесением соответствующих изменений в договор.
В указанной редакции Амурское УФАС России не усматривает нарушения антимонопольного законодательства.
- В 2008 году Амурское УФАС России рассматривало заявления хозяйствующих субъектов о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО «ДЭК» в связи с введением ограничения электроэнергии по причине неоплаты авансового платежа по договору. Так одно золотодобывающее предприятие заключило договор энергоснабжения с ОАО «ДЭК» в редакции гарантирующего поставщика, которым предусмотрен авансовый 100% порядок оплаты от заявленного договорного объема поставки электроэнергии до 15 числа текущего месяца, а также установлено право гарантирующего поставщика приостанавливать исполнение обязательств по договору путем введения частичного и (или) полного ограничения режима потребления электроэнергии за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электроэнергии.
Между тем пунктом 78 Правил № 530 установлено право Гарантирующего поставщика приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии и оказанных услуг суммарно за два и более расчетных периода, если соответствующим договором не установлено иное.
Покупатель своевременно не произвел авансовый платеж, зная, что по указанному платежу за предыдущий период имеет переплату. Указанный факт повлек за собой отключение от энергоснабжения базы предприятия, чем вызвал остановку производства и соответственно убытки. Причиной подписания договора на таких кабальных условиях с ОАО «ДЭК» заявитель назвал неоднократные угрозы со стороны работников ОАО «ДЭК» ограничить подачу энергоснабжения в случае неподписания договора. По указанным основаниям Амурское УФАС России признало ОАО «ДЭК» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, в соответствии с которым запрещается экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара.
Однако Арбитражный суд признал действия ОАО «ДЭК» правомерными, посчитав, что договор на условиях предоплаты заявитель подписал добровольно, а к свидетельским показаниям, указывающим на навязывание условий договора, отнесся критически.
Подводя итоги вышесказанному, Амурское УФАС России рекомендует всем покупателям электрической энергии при заключении договоров энергоснабжения внимательно знакомиться с предложенными условиями договора, затрагивающими их права и интересы. В случае несогласия с данными условиями договора необходимо обратиться в адрес ОАО «ДЭК» с протоколами разногласий к заключаемому договору и предложить свою редакцию спорных пунктов договора.
Если же в процессе согласования разногласий по имеющимся условиям договора Гарантирующий поставщик, пользуясь своим доминирующим положением, оказывает давление на покупателя, угрожает ему отключением электроэнергии, при этом покупатель был вынужден заключить договор энергоснабжения на предложенных ему условиях, он вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства и ущемлении своих прав со стороны ОАО «ДЭК», при этом заявитель вправе представить ходатайство об обязании ОАО «ДЭК» изменить условия заключаемого или заключенного договора. А антимонопольный орган по результатам рассмотрения дела при наличии имеющихся доказательств о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО «ДЭК» выдать ему предписание на основании статьи 23 Закона о защите конкуренции об изменении условий заключенного договора или о его расторжении.
В случае, если будет установлено, что с иными лицами заключены договоры, содержащие аналогичные условия, антимонопольный орган при отсутствии ходатайств этих лиц вправе обязать хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, направить предложение своим контрагентам об изменении или расторжении таких договоров.
Данные права антимонопольного органа подтверждены Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».