Штраф 15000 рублей Главе Администрации сельсовета за передачу на техническое обслуживание объектов муниципального электросетевого хозяйства без проведения процедуры торгов

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № А-18/2012

21 марта 2012 года                                                                               г. Благовещенск

Я, <…..> – заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 06 марта 2012 года № 19, материалы дела об административном правонарушении № А-18/2012, возбужденного в отношении должностного лица – Главы Администрации Верхнезейского сельсовета Зейского района <…..>, квалифицируемого по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ходатайств и отводов не поступало, в отсутствие <…..>,

УСТАНОВИЛ:

Событие административного правонарушения и его квалификация:

В Амурское УФАС России поступило обращение Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации Верхнезейского сельсовета по передаче ООО «Районные электрические сети» муниципального имущества без проведения процедуры торгов.

По результатам рассмотрения данного обращения приказом Амурского УФАС России от 21.10.2011 № 354 в соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) возбуждено дело № А-17.1/61 2011 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 17.1, пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (далее – Комиссия).

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

01.10.2009 между Администрацией Верхнезейского сельсовета и ООО «Районные электрические сети» заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию линий электропередачи и энергоустройств села Верхнезейск Зейского района Амурское области. Предметом данного договора является передача Администрацией функции по содержанию и эксплуатации муниципальных систем энергоснабжения Предприятию. Срок действия договора с 01.10.2009 по 30.12.2014 (раздел 7 договора).

Пунктом 2.1.1 предусмотрена обязанность Администрации Верхнезейского сельсовета передать ООО «Районные электрические сети» на техническое обслуживание согласно приложения № 1 (объекты электросетевого хозяйства). Пунктами 2.2.1, 2.2.2, 2.2.5 предусмотрены обязанности ООО «Районные электрические сети» использовать имущество для целей, предусмотренных договором, то есть предоставлять услуги по передаче электрической энергии населению и прочим потребителям села Верхнезейск, поддерживать переданное имущество в исправном техническом состоянии, обеспечивать бесперебойную подачу электроэнергии (деятельность сетевой организации). Исходя из п. 2.2.22 ООО «Районные электрические сети» вправе передавать переданное по договору имущество в аренду или иным образом с согласия Администрации Верхнезейского сельсовета.

Исходя из условий указанного договора, данная сделка носит характер договора безвозмездного пользования имущества (объектов электросетевого хозяйства), в том числе в целях осуществления ООО «Районные электрические сети» коммерческой деятельности в качестве сетевой организации с использованием переданного имущества.

Соглашением между Администрацией Верхнезейского сельсовета и ООО «Районные электрические сети» стороны внесли изменения в указанный договор, в том числе указав, что в отношении переданного имущества ООО «Районные электрические сети» осуществляет энергосберегающие мероприятия, выполняет функции сетевой организации и оказывает прочие услуги.

Представленная в Амурское УФАС России копия указанного соглашения не содержит даты его заключения.

Кроме того, письмом от 28.01.2011 № 56 ООО «Районные электрические сети» направило в адрес Администрации Верхнезейского сельсовета подписанный обществом проект договора от 01.01.2011 № 11 на обслуживание сетей наружного освещения.

Однако представленная в Амурское УФАС России копия указанного договора не подписана со стороны Администрации Верхнезейского сельсовета.

В соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее – Росимущество) от 17.04.2006 № 785-р, объекты недвижимого имущества, не включенные в уставный капитал ОАО «РЖД» подлежали передаче в муниципальную собственность, в частности в собственность муниципального образования Верхнезейского сельсовета – здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 93, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 94, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 95, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 97, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск, здание трансформаторной подстанции 10/04 кВ № 98, в том числе силовое оборудование и отходящие низковольтные линии в п. Верхнезейск.

Данные объекты (трансформаторные подстанции и отходящие электрические линии) указаны в приложении к договору от 01.10.2009 на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию линий электропередачи и энергоустройств села Верхнезейск Зейского района Амурской области.

Согласно п. 6 указанного распоряжения и в соответствии с соответствии с   ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» право собственности муниципального образования Верхнезейский сельсовет в отношении указанного имущества возникает с момента утверждения Росимуществом передаточного акта.

Акты приема передачи в отношении вышеуказанных объектов утверждены руководителем Территориального управления Росимущества в Амурской области 04.10.2010.

Несмотря на то, что на момент заключения договора от 01.10.2009 передача указанного имущества в муниципальную собственность Верхнезейского сельсовета не была завершена, принятое в установленном законодательством Российской Федерации собственником имущества решение о передаче его в муниципальную собственность свидетельствует об отнесении данного имущества к собственности муниципального образования Верхнезейский сельсовет, а факт реализации Администрацией Верхнезейского сельсовета предусмотренного ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) полномочия собственника по распоряжению имуществом свидетельствует о фактическом принятии имущества в муниципальную собственность муниципального образования Верхнезейский сельсовет.

Кроме того, распоряжением Территориального управления Росимущества в Амурской области от 24.02.2011 № 92-р утвержден перечень имущества, передаваемого в муниципальную собственность муниципального образования Верхнезейский сельсовет -  воздушная линия 10 кВ к водозабору п. Верхнезейск 1987 года постройки протяженностью 3,017 км., воздушная линия 10 кВ от подстанции 220 кВ до комплектной трансформаторной подстанции «Котельная» 1990 года постройки протяженностью 1,154 км., линия электроснабжения внеплощадочных водопроводных сооружений электроснабжения 1987 года постройки протяженностью 1,347 км.

Согласно п. 6 указанного распоряжения право собственности на данное имущество переходит к муниципальному образованию Верхнезейский сельсовет с момента утверждения акта приема-передачи. Акт приема-передачи утвержден 24.03.2011.

Представленная переписка между Администрацией Верхнезейского сельсовета и Тындинским отделением Дальневосточной железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» также свидетельствует о принятии Администрацией Верхнезейского сельсовета мер, направленных на принятие в муниципальную собственность объектов электросетевого хозяйства в селе Верхнезейск, указанных в распоряжении Росимущества от 17.04.2006 № 785-р, распоряжении Территориального управления Росимущества в Амурской области от 24.02.2011 № 92-р.

Вместе с тем, однозначно установить идентичность переданного на основании распоряжением Территориального управления Росимущества в Амурской области от 24.02.2011 № 92-р имущества с имуществом, переданным договору от 01.10.2009 на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию линий электропередачи и энергоустройств села Верхнезейск Зейского района Амурской области, не представляется возможным.

Однако, согласно пояснениям ООО «Районные электрические сети» часть имущества договору от 01.10.2009 не передано в муниципальную собственность и является бесхозяйным.

Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является  вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580 (далее Постановление) предусмотрен порядок признания недвижимой вещи бесхозяйной.

В соответствии с пунктом 5 Постановления принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Согласно пункту 25 Постановления принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, органу местного самоуправления выдается (направляется) выписка из Единого государственного реестра прав о принятии на учет объекта недвижимого имущества.

Доказательств постановки на учет переданного по договору от 01.10.2009 имущества в качестве бесхозяйного в установленном законом порядке на основании заявления органов местного самоуправления Верхнезейского сельсовета с целью последующего оформления права муниципальной собственности в материалы дела не представлено. 

Однако сам по себе факт, того, что часть переданного по договору от 01.10.2009 имущества, по мнению ООО «Районные электрические сети», является бесхозяйным, с учетом бездействия со стороны органов местного самоуправления Верхнезейского сельсовета по постановке его в качестве такового на учет и фактического осуществления администрацией Верхнезейского сельсовета предусмотренных ст. 209 ГК РФ полномочий собственника по распоряжению указанным в договоре от 01.10.2009 имуществом (фактическое принятие имущества), не является обстоятельством, исключающим возможность передачи имущества посредством проведения конкурсных в пользование организации, предложившей наиболее выгодные условия пользования в соответствии с требованиями конкурсной документации.

Изложенные в письме от 13.10.2011 № 662 доводы Администрации Верхнезейского сельсовета о том, что электролинии Верхнезейского сельсовета в муниципальной собственности не значатся, находятся в собственности Российской Федерации и на обслуживании ООО «Районные электрические сети» на основании договора с ОАО «РЖД» от 01.07.2007 № 508, а также, что договор от 01.10.2009 заключен ошибочно, опровергаются вышеизложенными обстоятельствами дела.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Заключение Администрацией Верхнезейского сельсовета договора от 01.10.2009 без проведения конкурсных процедур, а также с нарушением порядка предоставления муниципальной преференции, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, ставит хозяйствующий субъект – ООО «Районные электрические сети» в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, которые потенциально могли принять участие в конкурсе на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию линий электропередачи и энергоустройств села Верхнезейск Зейского района Амурской области, либо заключить такой договор в порядке, предусмотренном главой 5 Закона о защите конкуренции с предварительным получением согласия антимонопольного органа.

По результатам рассмотрения данного дела Комиссия Амурского УФАС России приняла решение о признании действий Администрации Верхнезейского сельсовета по заключению договора от 01.10.2009 на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию линий электропередачи и энергоустройств села Верхнезейск Зейского района Амурской области без проведения конкурсных процедур и в нарушение порядка предоставления муниципальной преференции, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, нарушением пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 31 Устава Верхнезейского сельсовета, принятого решением Сельского Совета народных депутатов от 20.12.2010 № 42, глава руководит деятельностью администрации, подписывает договоры и соглашения.

Договор на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию линий электропередачи и энергоустройств села Верхнезейск Зейского района от 01.10.2009 со стороны Администрации Верхнезейского сельсовета подписан главой – <…..>.

Таким образом, должностным лицом, ответственным за соблюдение норм пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции является глава Администрации Верхнезейского сельсовета Зейского района – <…..>, действующий на основании распоряжения от 11.07.2007 № 15-р.

В соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Руководствуясь статьей 29.1 КоАП РФ, и выясняя вопросы, относится ли к компетенции антимонопольного органа рассмотрение данного дела, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ предусмотрено, что федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 14.9 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени антимонопольных органов вправе: руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители; руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители (часть 2 статьи 23.48 КоАП РФ).

Таким образом, рассмотрение дел об административных правонарушениях по статье 14.9 КоАП РФ относится к компетенции антимонопольных органов, и настоящее дело рассматривается уполномоченным должностным лицом Амурского УФАС России.

Обстоятельств исключающих производство по делу не установлено, имеющихся материалов по делу достаточно для рассмотрения дела по существу.

14.02.2012 Амурским УФАС России вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № А-18/2012 и проведении административного расследования.

По результатам административного расследования 06.03.2012 составлен протокол № 19  в отношении Главы Администрации Верхнезейского сельсовета <…..>. На составление протокола глава Верхнезейского сельсовета – <…..> не явился. О времени и месте составления протокола уведомлен, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении от 21.02.2012 № 67502347954541.

В материалы дела представлены документы (информация) в электронном виде – копия Устава муниципального образования Верхнезейского сельсовета, письменные пояснения главы Верхнезейского сельсовета <…..> по факту административного правонарушения части 1 статьи 14.9 КоАП РФ, справка от 24.02.2012 года о доходах <…..> в соответствии с которой доход за ноябрь, декабрь 2011 года, январь 2012 года составил 256767,41 рубля, копия паспорта <…..> с указанием места жительства, ИНН <…..>

На рассмотрение дела <…..> не явился. О дате и месте рассмотрения дела <…..> уведомлен.

Лицо, совершившее административное правонарушение – должностное лицо – глава администрации Верхнезейского сельсовета Зейского района Амурской области <…..>

Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 14.9 КоАП РФ, предполагает наличие в действиях правонарушителя вины.

Согласно п. 1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 Закон о защите конкуренции принят Государственной Думой Федерального Собрания  Российской Федерацией 08.07.2006. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета», № 162, 27.07.2006, «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, № 31, ст. 3434. Статья 17.1 Закона о защите конкуренции вступила в силу 02.07.2008.

С момента вступления в силу ст. 17.1. Закона о защите конкуренции, заключение договоров без проведения торгов, является нарушением требований, предусмотренных ст. 17.1. Закона о защите конкуренции.

Таким образом, с момента официального опубликования нормы указанного закона, устанавливающие запрет на действия органов власти, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, являлись общеизвестными и подлежали исполнению.

<…..>, занимая должность Главы Администрации Верхнезейского сельсовета Зейского района Амурской области  при заключении с

ООО «Районные электрические сети» договора от 01.10.2009 на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию линий электропередачи и энергоустройств села Верхнезейск Зейского района Амурской области имел возможность соблюдения норм Закона о защите конкуренции, но не принял все зависящие от него меры.

Объект совершенного <…..> правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 14.9 КоАП РФ, – охраняемые законом отношения, связанные с защитой конкуренции.

Объективная сторона совершенного <…..> правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 14.9 КоАП РФ выражается в  передаче со стороны Администрации Верхнезейского сельсовета ООО «Районные электрические сети» по договору  от 01.10.2009  на техническое обслуживание, текущий ремонт и содержание линий электропередачи и энергоустройств п. Верхнезейск Зейского района Амурской области без проведения конкурсных процедур в нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и при отсутствии согласия антимонопольного органа на предоставление преференции в нарушение порядка предоставления преференций, предусмотренного   главой 5 Закона о защите конкуренции.   

Состав административного правонарушения объективно подтверждается материалами настоящего дела.

Данное правонарушение не может быть признано как малозначительное.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при  применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»   малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая характер совершенного <…..> правонарушения, предоставление преимуществ хозяйствующему субъекту – ООО «Районные электрические сети» по сравнению с другими хозяйствующими субъектами путем передачи ООО «Районные электрические сети» на техническое обслуживание, текущий ремонт и содержание муниципального недвижимого имущества без проведения конкурсных процедур и  при отсутствии согласия антимонопольного органа на предоставление преференции в нарушение требований пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, данное правонарушение  представляет существенное нарушение охраняемым правоотношениям в сфере антимонопольного регулирования.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, предусмотренным статьей 4.2 КоАП РФ, является совершение административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Руководствуясь статьями 2.1, 3.5, 4.1, ч. 1 ст. 14.9, 23.48, 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Привлечь должностное лицо – Главу Администрации Верхнезейского сельсовета Зейского района Амурской области <…..> к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде наложения административного штрафа в размере  15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа по коду КБК 16111602010016000140.      

Штраф должен быть перечислен в доход федерального бюджета по следующим реквизитам:

Управление Федерального казначейства по Амурской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области) ИНН 2801031325 КПП 280101001 Р/с № 40101810000000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской обл. г. Благовещенск код КБК 16111602010016000140, ОКАТО 10401000000, БИК 041012001.

Назначение платежа: (денежные взыскания (штрафы) за нарушения антимонопольного законодательства).

Согласно части 1 статьи  20.25 КоАП  неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере  суммы неуплаченного штрафа.        

В соответствии с частью 3 статьи  30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно   части   1   статьи   31.1  КоАП  постановление  по  делу  об административном  правонарушении  вступает  в законную силу после истечения срока,   установленного   для   обжалования   постановления   по   делу  об административном  правонарушении,  если  указанное  постановление  не  было обжаловано или опротестовано.

Зам. руководителя управления                                                                                     <...>