Госкормушка

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

КАК ВЫКАЧИВАЮТ ДЕНЬГИ ИЗ БЮДЖЕТА

Совсем недавно Госдума приняла в третьем чтении новый закон о госзакупках. Существенно сократить мошенничество в этой сфере — вот конечная задача.

Новый закон жёстче?

Закон призван установить более прозрачный и эффективный порядок работы с государственными и муниципальными заказами на всех этапах — от планирования закупки до контроля исполнения заключённого контракта. Причём контроль будет и государственный, и общественный.

Впрочем, закон вступит в силу лишь в 2014 году. Пока никаких подробностей о механизме действия документа нет, рассказаланачальник отдела государственных и муниципальных заказов управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области Тамара МАЛЫГИНА. Кстати, весь прошлый год не утихали страсти вокруг обсуждения проекта закона о Федеральной контрактной системе. Если бы он был принят, то действовать начал бы уже сейчас. Но ФАС и Минэкономразвития долго не могли прийти к соглашению.

Между тем ужесточение наказания чиновников не особо пугает. Предыдущий закон действовал семь лет. И, несмотря на его «детский» возраст, госслужащие, в том числе амурские, виртуознонаучились его обходить. И чиновников не остановить в поисках новых лазеек в законодательстве для выкачивания из бюджета максимум денег в свои карманы. Часто такие поиски небезуспешны.

«Новаторы»

Пример: заказчики покупают товары, работы и услуги, не проводя никаких торгов, не заключая никаких договоров и контрактов, по устным соглашениям с «нужными» поставщиками и исполнителями. Участников таких соглашений мало волнует цена вопроса для бюджета. Это ограничивает и исключает конкуренцию, а значит, позволяет положить в карман круглую сумму. Попытки заключить такие соглашения предпринимаются заказчиками с завидным постоянством.

Последние случаи, с которыми столкнулось Амурское УФАС, и удивляют смелостью и размахом, и настораживают. Как оказалось, на торги можно выставлять фактически выполненные работы или уже поставленные товары и, таким образом, оплатить их из бюджета в двойном размере. Если бы не бдительность амурчан, такие нарушения могли стать нормой.

Так, летом 2012 года Белогорской горбольнице потребовалось реконструировать здание травматологического центра на 15 коек. Для этого потребовалось почти 24 млн рублей. Но оказалось, что реконструкцию уже проводили и деньги собираются взять «за воздух». Причём в сговоре был тот подрядчик, который и ремонтировал центр. Куда должны были пойти выделенные из бюджета десятки миллионов рублей, знали только заказчик и претендент в подрядчики. Если бы антимонопольное управление не вмешалось, бюджет «похудел» бы почти на 10 млн рублей. Кроме того, запуск социально значимого для города объекта отложили на полгода.

Другой вопрос: кто проверит, реальна ли цена оплаченных работ, товаров или услуг? Наличие сметы в данном случае не указывает на предел финансовых затрат для производства работ. Ведь смету, как резинку, можно растянуть по желанию сторон. Как в этом случае уберечь бюджет от неэффективного расходования? Этот вопрос остаётся открытым.

Ещё одно «новаторство». Организаторы торгов дают заказчику право предоставлять авансовые платежи по собственному усмотрению; вводят конфиденциальные взаимоотношения по исполнению контракта. Стороны по соглашению могут изменять условия контракта, усложнять требования к товарам. Порой характеристики товаров содержат более 500 параметров и излагаются на более чем 100 листах. Причём требования к товарам могут не влиять на их функциональные и потребительскиекачества. В один лот товаров и/или услуг включаются работы, не относящиеся к предмету торгов.

Наиболее характерное и распространённое нарушение — это «затачивание» требований к товару и условиям исполнения контракта под единственного поставщика (исполнителя). Чтобы отсечь нежелательных конкурентов, организаторы ухитряются установить порой и неисполнимые условия контракта. К примеру, поставить товар вчера, до окончания предусмотренного законом срока на подписание контракта. Зачастую заказчики даже не интересуются, есть ли вообще на рынке товары, соответствующие предъявляемым требованиям. И приводит это к тому, что исполнить в полной мере условия заказчика не может ни один исполнитель. Такие нарушения признаются грубыми, существенными, влияющими на результаты торгов, и их доля составляет 60% от общего количества.

Не только организаторы закупок нарушают правила, но и победители торгов, уклоняясь от заключения контракта либо его исполнения. 59 заказчиков обратились в 2012 году в антимонопольное управление с просьбой включить сведения о поставщиках в реестр недобросовестных. В 34 случаях такие просьбы были удовлетворены.

— Предотвратить все нарушения в сфере госзакупок сложно, но наказание неминуемо, — подчёркивает Тамара Григорьевна, — поскольку при выявлении признаков ограничения конкуренции антимонопольный орган в течение трёх лет вправе возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства.

В лидерах по нарушениям правил госзакупок остаются сферы здравоохранения, ЖКХ и образования. Почему остаются — в Амурской области реализуют приоритетные нацпроекты и программы по модернизации. Деньги на эти программы в соответствующие отрасли идут большие. К примеру, на амурское здравоохранение в прошлом году было выделено более 2,5 млрд рублей. А чем больше выделяется денег, тем ожесточённее конкуренция за право заключения контракта. Так, из общего количества жалоб, поступающих в УФАС, жалобы на организаторов закупок по модернизации здравоохранения оставили 40%. В 90% случаев претензии заявителей находят своё подтверждение. К примеру, жалобы на заказы по оснащению хирургического блока в горбольнице Благовещенска, размещённые управлением муниципального заказа. Из восьми заказов семь были размещены с нарушением закона и отменены.

Справка

В 2012 году Амурское УФАС рассмотрело 200 жалоб участников размещения заказов, провело более 600 плановых и внеплановых проверок организаторов закупок, проверило более 20 тысяч заказов. Результаты неутешительные: более 60% рассмотренных жалоб признаны обоснованными. Выявлено неэффективное расходование бюджетных денег при размещении 580 закупок. А общее количество выявленных за год нарушений превысило две тысячи. Для их устранения выдано 117 предписаний, возбуждено 84 дела о привлечении должностных лиц заказчиков к административной ответственности. Наложено 1,5 млн рублей штрафов. Взыскано 41 млн рублей штрафов, среди них штрафы, постановления по которым вынесены в предыдущие годы.

 

Макар КУРГАНОВ