Госкормушка
КАК ВЫКАЧИВАЮТ ДЕНЬГИ ИЗ БЮДЖЕТА
Совсем недавно Госдума приняла в третьем чтении новый закон о госзакупках. Существенно сократить мошенничество в этой сфере — вот конечная задача.
Новый закон жёстче?
Закон призван установить более прозрачный и эффективный порядок работы с государственными и муниципальными заказами на всех этапах — от планирования закупки до контроля исполнения заключённого контракта. Причём контроль будет и государственный, и общественный.
Между тем ужесточение наказания чиновников не особо пугает. Предыдущий закон действовал семь лет. И, несмотря на его «детский» возраст, госслужащие, в том числе амурские, виртуознонаучились его обходить. И чиновников не остановить в поисках новых лазеек в законодательстве для выкачивания из бюджета максимум денег в свои карманы. Часто такие поиски небезуспешны.
«Новаторы»
Пример: заказчики покупают товары, работы и услуги, не проводя никаких торгов, не заключая никаких договоров и контрактов, по устным соглашениям с «нужными» поставщиками и исполнителями. Участников таких соглашений мало волнует цена вопроса для бюджета. Это ограничивает и исключает конкуренцию, а значит, позволяет положить в карман круглую сумму. Попытки заключить такие соглашения предпринимаются заказчиками с завидным постоянством.
Последние случаи, с которыми столкнулось Амурское УФАС, и удивляют смелостью и размахом, и настораживают. Как оказалось, на торги можно выставлять фактически выполненные работы или уже поставленные товары и, таким образом, оплатить их из бюджета в двойном размере. Если бы не бдительность амурчан, такие нарушения могли стать нормой.
Другой вопрос: кто проверит, реальна ли цена оплаченных работ, товаров или услуг? Наличие сметы в данном случае не указывает на предел финансовых затрат для производства работ. Ведь смету, как резинку, можно растянуть по желанию сторон. Как в этом случае уберечь бюджет от неэффективного расходования? Этот вопрос остаётся открытым.
Ещё одно «новаторство». Организаторы торгов дают заказчику право предоставлять авансовые платежи по собственному усмотрению; вводят конфиденциальные взаимоотношения по исполнению контракта. Стороны по соглашению могут изменять условия контракта, усложнять требования к товарам. Порой характеристики товаров содержат более 500 параметров и излагаются на более чем 100 листах. Причём требования к товарам могут не влиять на их функциональные и потребительскиекачества. В один лот товаров и/или услуг включаются работы, не относящиеся к предмету торгов.
Наиболее характерное и распространённое нарушение — это «затачивание» требований к товару и условиям исполнения контракта под единственного поставщика (исполнителя). Чтобы отсечь нежелательных конкурентов, организаторы ухитряются установить порой и неисполнимые условия контракта. К примеру, поставить товар вчера, до окончания предусмотренного законом срока на подписание контракта. Зачастую заказчики даже не интересуются, есть ли вообще на рынке товары, соответствующие предъявляемым требованиям. И приводит это к тому, что исполнить в полной мере условия заказчика не может ни один исполнитель. Такие нарушения признаются грубыми, существенными, влияющими на результаты торгов, и их доля составляет 60% от общего количества.
Не только организаторы закупок нарушают правила, но и победители торгов, уклоняясь от заключения контракта либо его исполнения. 59 заказчиков обратились в 2012 году в антимонопольное управление с просьбой включить сведения о поставщиках в реестр недобросовестных. В 34 случаях такие просьбы были удовлетворены.
В лидерах по нарушениям правил госзакупок остаются сферы здравоохранения, ЖКХ и образования. Почему остаются — в Амурской области реализуют приоритетные нацпроекты и программы по модернизации. Деньги на эти программы в соответствующие отрасли идут большие. К примеру, на амурское здравоохранение в прошлом году было выделено более 2,5 млрд рублей. А чем больше выделяется денег, тем ожесточённее конкуренция за право заключения контракта. Так, из общего количества жалоб, поступающих в УФАС, жалобы на организаторов закупок по модернизации здравоохранения оставили 40%. В 90% случаев претензии заявителей находят своё подтверждение. К примеру, жалобы на заказы по оснащению хирургического блока в горбольнице Благовещенска, размещённые управлением муниципального заказа. Из восьми заказов семь были размещены с нарушением закона и отменены.
Справка
В 2012 году Амурское УФАС рассмотрело 200 жалоб участников размещения заказов, провело более 600 плановых и внеплановых проверок организаторов закупок, проверило более 20 тысяч заказов. Результаты неутешительные: более 60% рассмотренных жалоб признаны обоснованными. Выявлено неэффективное расходование бюджетных денег при размещении 580 закупок. А общее количество выявленных за год нарушений превысило две тысячи. Для их устранения выдано 117 предписаний, возбуждено 84 дела о привлечении должностных лиц заказчиков к административной ответственности. Наложено 1,5 млн рублей штрафов. Взыскано 41 млн рублей штрафов, среди них штрафы, постановления по которым вынесены в предыдущие годы.
Макар КУРГАНОВ