Амурчан засыпали рекламой SMS-спамеры

Амурская область, 24 октября, ИА «Порт Амур». Амурчане все чаще жалуются на сыпящуюся в любое время дня и ночи SMS-рекламу. Спам-атака вызывает бурю возмущения у абонентов сотовой сети, уверенных, что свои номера они нигде не оставляли и на рекламную рассылку не подписывались. 
 
В редакцию ИА «Порт Амур» обратился читатель, представившийся Ильей Вадимовичем, и попросил разобраться в проблеме: «Вот уже целый месяц ко мне на телефон приходят спам-SMS  от компаний, услугами которых я не пользовался. Такси, обувной салон, турфирма, снова два такси, цветочный салон... Куда мне нажаловаться, чтобы: 1) недобросовестным заказчикам надавали по голове и 2) недобросовестным исполнителям (кто-то же это делает) надавали по печени??? Уверен, что моя проблема сейчас волнует многих».
 
Как выяснилось, найти управу на смс-спамеров непросто.
 
Операторы стараются оградить абонентов
 
— К организации подобных рассылок оператор не имеет отношения, — объясняет сотрудник пресс-службы МТС в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири Сергей Становкин. — Он лишь выполняет функцию технической доставки SMS от отправителя до адресата. Зачастую в этой ситуации встает вопрос легитимности такой рассылки. Она считается законной только в случаях, если абонент дал свое согласие на получение информации, например, при подписании договора или оформлении карты постоянного клиента.
 
Операторы, по их заверениям, стараются максимально оградить абонентов от спама и возможных мошеннических действий. Для этого внедряют специализированные программно-аппаратные комплексы. Но при этом оператор не имеет права и возможности видеть текст отправленных сообщений. Автоматизированные системы защиты абонентов от несанкционированных рассылок отслеживают все попытки массовой отправки SMS-сообщений, проверяют номер и блокируют его в случае подтверждения факта спама. 
 
— Существующая редакция закона «О связи» прямо запрещает оператору препятствовать отправке SMS с одного абонентского номера на другой, — говорит представитель компании «МегаФон» Дмитрий Кошевой. — При этом организовать SMS-рассылку рекламных сообщений довольно просто, для этого в Интернете существует большое количество платформ.
 
По словам операторов, если абоненты получают сообщения от сторонних компаний, ответственность лежит на организаторе рассылки — компании, которая ее осуществляла. В этой ситуации абонентам рекомендуют сразу же обращаться в организацию, от лица которой поступают сообщения, либо в правоохранительные органы.
 
В целом абонентам рекомендуют ответственно и внимательно относиться к любой личной информации, в том числе к номеру мобильного телефона, не передавать ее третьим лицам при участии в рекламных акциях различных компаний, заполнении анкет в магазинах и торговых центрах, при регистрации на интернет-сайтах и т.п. 
 
Любой номер можно «вычислить»
 
Получить номера телефонов или данные абонентов спамеры могут, например, из открытых источников (Интернет, объявления, анкеты, заполненные в недобросовестных компаниях). Но даже если вы не «засвечивали» свой номер в анкетах торговых сетей, спамеры могут вычислить его с помощью специальных программ.
 
— Достаточно знать пятизначный префикс того или иного оператора в конкретном регионе. Вся эта информация есть в открытом доступе, — констатирует Кошевой. — Остальные пять цифр подставляет специальная программа обычным прямым перебором. При этом личные данные абонентов являются строго конфиденциальной информацией, и утечка их из компании полностью исключена. 
 
Главное определить — кого штрафовать
 
Основная трудность в решении проблемы — выяснить, кто несет ответственность за рассылку SMS-мусора — компания, которая настойчиво предлагает свои услуги, либо оператор мобильной связи, который этот мусор доставляет абонентам. 
 
— Я тоже получаю такие сообщения, — говорит заместитель начальника отдела по защите прав потребителей Роспотребнадзора по Амурской области Галина Яшина. — Я просто удаляю такие SMS-ки. Но, конечно, если они доставляют неудобства, можно написать заявление к нам или в антимонопольную службу. Претензия будет обоснованной, если человек не давал своего согласия на получение рекламной информации или если в сообщении к нему обращаются по имени-отчеству. В этом случае возникает логичный вопрос — откуда у отправителя личные данные абонента. 
 
— В рассылке спама виновен рекламораспространитель, — считает специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы амурского УФАС Наталья Бережнова. — Сейчас мы — Федеральная антимонопольная служба —  разбираем ситуацию, чтобы определить, кто является распространителем — компания, посылающая сообщения, или оператор, который доставляет их абонентам. 
 
В настоящее время в управлении антимонопольной службы находятся на рассмотрении шесть заявлений. Для этого у операторов связи запрашивается информация об абонентах, с чьих номеров идут спамерские рассылки. Еще несколько заявлений было переадресовано в отделения УФАС других регионов, так как рассылающие спам компании зарегистрированы не в Амурской области.
 
Кстати:
 
За распространение SMS-спама предусмотрены штрафы. От 2 000 до 2 500 рублей для физических лиц, от 4 000 до 20 000 для должностных и от 100 000 до 500 000 для юридических лиц.