Силовой бунт

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила в правительство свои предложения по изменению антимонопольной статьи 178 Уголовного кодекса (УК), рассказал начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский. Поменять ее предложил премьер Дмитрий Медведев полгода назад, и Госдума приняла уже проект в первом чтении. В частности, он позволяет избежать наказания участнику картеля, который первым явится с повинной.

Теперь ФАС предлагает более радикальные изменения: запретить правоохранительным органам возбуждать уголовные дела за картель без материалов антимонопольной проверки (см. также врез). Другие идеи ФАС в проект пока не попали, говорит Пузыревский: отменить наказание за злоупотребление доминирующим положением и увеличить сумму преступного дохода, за который может наступить ответственность (крупного — с 5 млн до 10 млн руб., особо крупного — с 25 млн до 40 млн).

Минэкономразвития поддерживает увеличение пороговых значений и возбуждение уголовных дел только по материалам ФАС, сообщил представитель министерства. Силовики же против либерализации, следует из отзывов Генпрокуратуры, Следственного комитета России (СКР) и МВД (копии есть у «Ведомостей»). Если монополистам не будет грозить уголовная ответственность за злоупотребление доминирующим положением, они этим воспользуются, пишут Генпрокуратура и СКР. У повышения порогов преступного дохода нет экономического обоснования, а изменения порядка возбуждения уголовных дел не проработаны, критикует начальник правового управления Генпрокуратуры Владимир Макаров в своем отзыве. После аналогичного изменения процедуры возбуждения налоговых дел снизились показатели раскрываемости налоговых преступлений, пишет первый зампред СКР Василий Пискарев. Невостребованным в расследовании таких преступлений останется и потенциал полиции, говорится в отзыве МВД за подписью замминистра внутренних дел Юрия Алексеева.

Отрицательная позиция по отношению к проекту ФАС не поменялась, сообщил представитель МВД, сейчас обсуждается возврат СКР прав по возбуждению налоговых дел (см. врез). Сотрудник Генпрокуратуры также подтвердил позицию, на запрос «Ведомостей» СКР и Генпрокуратура не ответили.

«Деловая Россия» в письме в аппарат правительства, наоборот, просит поддержать позицию ФАС: поправки снизят вероятность уголовного преследования малого и среднего бизнеса.

С 1997 по 2002 г. по ст. 178 УК было вынесено 36 обвинительных приговоров, с 2002 г. по первое полугодие 2011 г. — 8, по ним осуждено 15 человек, приводил данные судебного департамента при Верховном суде в прошлогодней статье для журнала «Московский юрист» замруководителя ФАС Александр Кинев. Но среди осужденных не было представителей монополистов и крупных компаний — только представители малого бизнеса и индивидуальные предприниматели. Возбуждались дела по инициативе силовиков. «Фактически уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства декларировалась, но практически не применялась, а если и применялась, то явно не по назначению», — делал вывод Кинев.

При принятии решения о сговоре с конкурентом крупный бизнес задумывается в первую очередь об экономической отдаче, рассказывает сотрудник крупной сырьевой компании, перекроет ли она возможные штрафы. Риски уголовного наказания всерьез не рассматриваются, признается он: таких случаев единицы.

Свыше 40% дел по сговорам, которые дошли до суда, ФАС возбудила в отношении малого и среднего бизнеса, приводит статистику член рабочей группы по развитию конкуренции экспертного совета при правительстве Алексей Ульянов, чтобы вывести таких предпринимателей из-под уголовной ответственности, нужно поднять планку преступного дохода в 10 раз.

Следователи незнакомы с антимонопольным правом, поддерживает ФАС и президент корпорации «Технониколь» Сергей Колесников. Нужно убирать и уголовное наказание за доминирование, считает он, состав преступления не используется, но незаряженное ружье обязательно выстрелит: административные дела заводятся тысячами.