ОСАГО уходит в суды

Сборы страховщиков ОСАГО в I квартале росли быстрее выплат, в итоге они урегулировали на 90 499 меньше случаев, чем годом ранее. Причины — активность юристов и хитрости страховщиков

Страховщики ОСАГО последние два года дружно жалуются, что тарифа недостаточно для того, чтобы получать прибыль. Но сборы растут быстрее выплат: в январе — марте 2014 г. сборы по ОСАГО выросли на 8,9% (до 28,5 млрд руб.), а выплаты — только на 7,2% (18,7 млрд). Средняя цена полиса выросла за год на 200 руб. (см. инфографику), а средняя выплата — на 6100 руб.

Но впервые за 11 лет работы ОСАГО сократилось число заявленных и урегулированных страховых случаев. За I квартал 2014 г. случаев обращений за выплатами стало меньше на 10,7%. Число урегулированных случаев тоже сократилось — на 13%. «Это влияние пятерки крупнейших страховщиков ОСАГО», — считает директор по страхованию автогражданской ответственности СК «Альянс» Андрей Антохонов.

Максимальное сокращение числа урегулированных страховых случаев у лидера рынка — «Росгосстраха». За год число оплаченных компанией случаев сократилось на 34% (с 212 791 до 139 587). «Число заявляемых нам страховых случаев прямо связано с сокращением числа заключенных договоров», — говорит представитель «Росгосстраха». В I квартале компания сократила продажи ОСАГО на 4,4%, продав 2,873 млн полисов.

У «Ингосстраха» сокращение урегулированных страховых случаев (на 46%, с 66 856 до 35 808 обращений) происходит одновременно с сокращением сборов (на 35%) и потерей рыночных позиций в ОСАГО, за год компания переместилась со 2-го на 5-е место. Еще прошлым летом «Ингосстрах» осознанно начал чистить портфель ОСАГО, избавляясь от убыточного бизнеса, объяснял его бывший гендиректор Александр Григорьев. У ВСК число урегулированных страховых случаев сократилось до 33 470 (-27%). В компании не объясняют, как это получилось.
Всему виной автоюристы, считает руководитель управления методологии обязательных видов страхования компании «Альфастрахование» Денис Макаров: у клиентов перекупают требования о выплате до подачи заявления страховщику, а страховые компании узнают об убытке лишь спустя, например, полгода, когда получают из банка сообщение о списании инкассо по судебному решению. «Это не может не сказаться на статистике», — сетует Макаров.

«90 000 убытков на фоне числа заключенных в I квартале полисов — это менее 1%, арифметическая погрешность. Нет оснований делать выводы о радикальном снижении аварийности и убыточности, частоты страховых событий, как и о переносе радикально большего количества убытков на площадку судов», — считает первый зампред правления «Согаза» Николай Галушин.

Необязательно, говорит топ-менеджер одного из страховщиков ОСАГО: на ситуацию мог повлиять перенос центров урегулирования убытков в отдаленные места, а также появление собственных, ручных юристов, выкупающих долги перед клиентами за полцены на входе в офис. Перенос центров урегулирования, не запрещенный законодательством, практикует, например, «Росгосстрах». «Сработала тактика переноса центров урегулирования убытков за 500 км от территории страхования», — соглашается президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников.

Президент ГК «Росгосстрах» Данил Хачатуров объяснял «Ведомостям»: «Статистика говорит о том, что убыточность по ОСАГО зашкаливает уже до такой степени, что мы не можем себе позволить в таких масштабах, как мы это делали раньше, этим видом страхования заниматься. Поэтому будем потихонечку избавляться от самых убыточных сегментов. У нас доля рынка очень большая — почти 40% договоров по всей стране. Будем существенно сокращать ее». По итогам 2013 г. доля «Росгосстраха» на рынке ОСАГО сократилась с 31 до 25,6%, а по итогам I квартала 2014 г. — даже до 24,2%.

Больше всего потерь у страховой группы МСК. За год компания переместилась с 4-го места на 12-е. Компания пересмотрела стратегию и намеренно сокращает бизнес в автостраховании, объяснял «Ведомостям» генеральный директор МСК Дмитрий Тимохин.
Быстрее всех растут МАКС (+89% по сборам) и «Согаз» (+112%). В МАКС ситуацию с ОСАГО не комментируют, а «Согаз» увеличивает присутствие в более комфортном сегменте страхования корпоративных автопарков, объясняет Галушин: «Мы видим растущий спрос на полисы, но планов по завоеванию [определенной] доли рынка у нас нет».

ДОГОВОР ПО ПОЧТЕ

Вчера ЦБ пошел по пути ФАС и Минфина — рекомендовал тем, кто получил от страховщика отказ продавать ОСАГО или предложение обязательно купить дополнительные продукты, обращаться в суд и заключить договор с помощью заказного письма. Для этого ЦБ рекомендует направить страховщику заявление о заключении договора ОСАГО. Страховщик обязан в 30-дневный срок известить клиента о решении, а если ответа не последует, клиент сможет обратиться с претензией в ЦБ, Роспотребнадзор или суд.