Борьба за ОСАГО

Ситуация с автогражданкой в Амурской области остается напряженной уже около года, но теперь многие компании перестали страховать транспортные средства вообще. Оставшиеся либо страхуют только своих клиентов, либо ломят двойную цену за полисы ОСАГО. Автовладельцы вынуждены платить в 2—3 раза больше — по 7—8 тысяч рублей или ставить автомобиль на прикол. Проверки и иски в суд, проведенные прокуратурой, многомилионные штрафы УФАС в отношении крупных компаний пока никоим образом не повлияли на ситуацию, не говоря уже о том, чтобы ее изменить.

Корреспондент АП провел эксперимент, целью которого было выяснить, насколько реально в Благовещенске застраховать автомобиль без «нагрузки» и переплат. Для убедительности вооружился разъяснениями УФАС, независимых юристов и прокуратуры.

Сомнительные полисы

Ажиотаж вокруг полисов ОСАГО в Приамурье спровоцировал появление посредников, которые за меньшую стоимость, чем в офисах у страховщиков, предлагают полис ОСАГО. Один из таких посредников предложил мне оформить страховку за 4 800 рублей прямо на станции техосмотра, где я проходил плановое ТО перед тем, как заявиться в страховую компанию.

— Если цена устроит — приноси завтра копии документов и уже следующим утром получишь полис, — сделал мне предложение специалист станции ТО. — Бланк реальный, с печатью. Без обмана. Просто агентам теперь на руки бланки не выдают, вот и приходится им набирать документы и по вечерам выписывать. Так как страхует сейчас только Росгосстрах, сам понимаешь — цены у них далеко не демократичные.

Позже выяснилось, что аналогичный бланк ОСАГО, предложенный одному из горожан, но уже на другой станции ТО, оказался недействительным. Вернее, печать на нем стояла «Росгосстраха», а по серийному номеру он принадлежал «РЕСО-гарантии». При этом ни в одной из этих компаний страховка не засветилась, а потому при ДТП возмещения ущерба ее владельцу не будет. Подмена вскрылась при проверке полиса на принадлежность к страховой компании. Это можно сделать на официальном сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) — www.autoins.ru.

Автовладельцев Благовещенска предостерегают и о других мошеннических проявлениях. Среди владельцев железных коней ходят разговоры о том, что в районе областного ГИБДД неизвестные предлагают бланки ОСАГО по сходной цене. Их продавцы не скрывают, что заполненный оригинальный бланк, на котором стоят печати, не является официальным документом и юридической силы не имеет. Купить его предлагают в качестве бутафории для отвода глаз, мол, проверять подлинность полиса госавтоинспекторы все равно не будут.

Лишились лицензии

После прохождения техосмотра обзваниваю несколько страховщиков с вопросом, можно ли у них застраховать машину по ОСАГО. В «ВСК», «Энергогаранте» и еще нескольких компаниях заявили, что «полисов нет, и когда будут, не знаем — может быть, недели через две». Два амурских филиала страховых компаний в части ОСАГО и вовсе прекратили свое существование — у компаний «МСК» и «РЕСО-Гарантия» истекли лицензии на данный вид деятельности. В «РЕСО-Гарантии» сказали, что подали документы на продление и скорее всего в июле страхование автогражданской ответственности будет возобновлено. В «Уралсибе» сообщили, что страхуют только своих клиентов, к которым я не отношусь. В «Альянсе» согласились застраховать по записи, которая растянулась почти на месяц. Дата моего приема — 5 августа. Слишком долго. В порядке живой очереди оформить полис оказалось возможным в «МАКСе» и «Росгосстрахе».

К слову, компания «Ингосстрах», которую прокуратура через суд обязала страховать в Благовещенске, каждого обратившегося по-прежнему отсылает получать полис ОСАГО в Архару, за 250 километров от областного центра. Мое появление в благовещенском офисе и намек на решение суда вызвали бурю негодования со стороны сотрудников. Юрист «Ингосстраха», вышедший разрядить ситуацию, объяснил, что решение суда вступит в силу приблизительно 10 июля. И, с его слов, страховая компания намерена обжаловать это решение.

Знай свою скидку

В «Рогсосстрахе» оказалась небольшая, но быстро растущая очередь. Нервничающие люди с просроченными полисами. Два менеджера. На оформление одного человека уходит по полчаса. Движемся медленно. Из диалогов страховых агентов с автовладельцами, прошедшими вперед, выяснилось, что, помимо лишней страховки жизни, имущества и здоровья детей, которая здесь доходила до двух тысяч рублей, в «Росгосстрахе» считают стоимость полиса ОСАГО по максимуму. То есть без учета скидок за каждый год безаварийной езды. Хотя такая скидка у опытных водителей может скостить 50 процентов стоимости ОСАГО. Некоторым «приплюсовали» к стоимости полиса обязательный техосмотр «только у нас». Иначе «ищите другого страховщика».

Удивило, что многие из тех, кто шел впереди меня, даже понятия не имели о реальной стоимости своей страховки, полностью доверяя расчеты сотрудникам страховой компании. Из-за чего некоторым полис влетал в копеечку. У компании на все вопросы был один ответ: отменили скидки за безаварийность. Хотя это на самом деле не соответствует действительности.

Как сообщили АП в Российском союзе автостраховщиков, страховые тарифы по ОСАГО не менялись последние 10 лет, после того как их в 2003 году своим постановлением установило Правительство РФ. Впоследствии их корректировали несколько раз, однако абсолютная величина базового страхового тарифа для большинства транспортных средств оставалась неизменной. В последний раз изменения в стоимости ОСАГО произошли в 2011 году — были изменены повышающие коэффициенты, что привело к росту тарифов для ряда автовладельцев. Как подчеркивают в РСА, сами компании не имеют права отменять положенные скидки за безаварийность и изменять тарифы ОСАГО.

Без лишних услуг

Рассчитать реальную стоимость полиса ОСАГО позволяет сервис РСА. Например, для моей 110-сильной малолитражки, с учетом 15-процентной скидки за три года безаварийного стажа, страховка обходится в 2 800 рублей. По факту же страховщики предлагали мне оформить ее за 7—8 тысяч рублей.

Через четыре часа ожидания очередь доходит до меня. Озвученная стоимость полиса ввергла меня в шок. Первый же мой вопрос: «Почему так дорого?»

— Потому что наш пакет включает в себя обязательное страхование жизни, — отвечает страховой агент. Наученный сотрудниками Роспотребнадзора, пытаюсь отстаивать свои права. Голос не повышаю, веду диалог.

— Правила обязательного страхования гражданской ответственности не предусматривают обязательного страхования жизни, — говорю девушке. — Вы слышали, что существует Закон о защите прав потребителей? Там в 16-й статье указано, что вы не можете навязывать мне дополнительные услуги без моего согласия!

В ответ — молчание. Несколько человек, заключивших договор и еще не ушедших, заволновались: «Пересчитывайте нам! Совсем офигели — такие цены ломить!»

— А стоимость полиса вы откуда такую взяли? Сумма страховки автомобиля с учетом моего стажа не должна превышать трех тысяч рублей. Пересчитайте, пожалуйста, – продолжаю выяснять троекратное увеличение самой страховки.

— Я же вам приблизительную стоимость сказала. Сейчас по компьютеру посчитаю, — после этой фразы девушки база данных о страховых историях водителей и сведения о техосмотре на рабочем компьютере неожиданно начали зависать.

На словах не договориться

По мановению волшебной палочки у второго агента случилась та же проблема. По залу пронеслось легкое негодование. Спустя где-то минут 20 пришла старшая офиса и объявила, что офис закрывается «по техническим причинам», и попросила всех покинуть здание. Обращение касалось и меня тоже. Я возвращаюсь к диалогу с агентом.

— Извините, но по 14-му и 24-му пунктам Правил обязательного страхования гражданской ответственности вы обязаны заключить со мной договор на месте, а вы мне отказываете? — пытаюсь получить ответ, дабы потребовать отказ в письменной форме, чтобы было с чем обращаться в контролирующие органы и суд.

— Нет, вы же слышали, у нас возникли технические сложности, и сегодня мы уже не сможем вас оформить. Мы рассмотрим ваше заявление, — услышав такой ответ, понимаю, что на словах договориться не получится.

Спрашиваю, где можно оставить претензию и заявление. Переписываю ФИО и должность менеджера с бэджика и иду этажом выше к неулыбчивому секретарю. Отдаю претензию, типовой бланк которой я составил в свободной форме. Вкратце в претензии я потребовал в пятидневный срок заключить со мной договор на год без навязывания дополнительных услуг. На втором экземпляре требую поставить «входящий» штамп с датой принятия и расписаться должностное лицо «Росгосстраха». Вместе с претензией подаю заявление. 

Застраховать обязан

Типовой бланк заявления заполняю на месте в двух экземплярах. К одному из них прилагаю копии документов, необходимых для страховки.  Бумаги принимают легко и непринужденно.

Застраховать автомобиль жители Приамурья могут в любой страховой компании, неважно, являлись они ее клиентом прежде или нет. А страховщик не вправе отказать в оформлении полиса ОСАГО, говорят в региональном УФАС. Это прописано в пункте 14 «Правил обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев». Гражданин может направить любой выбранной компании соответствующее заявление по форме, утвержденной приказом Минфина РФ. Его можно посмотреть и скачать на сайте РСА. Там же есть пример заполнения.

Отправить такое заявление можно по почте с уведомлением о вручении либо принести в офис компании лично. Правилами автогражданки каких-либо сроков рассмотрения заявления о заключении договора ОСАГО не предусмотрено. Теоретически застраховать обязаны сразу в момент подачи заявления, однако страховщики чаще ссылаются на Гражданский кодекс, разрешающий страховщикам реагировать на заявления в течение 30 дней. Но, как показывает практика, этот срок составляет около 10 дней. Страховщик должен будет либо заключить договор, либо написать письменный отказ. А уже с ним можно обратиться в УФАС, Банк России, РСА и в суд — для защиты своих прав и интересов. Единственный момент — для этого нужен достаточно большой запас времени и нервов. Если же полис ОСАГО нужен «вчера», добиться правды быстро, скорее всего, не удастся.

Выхода нет

К слову, аналогичная картина ожидала меня и в офисе компании «МАКС». Только здесь не оказалось необходимых бланков. Когда я заикнулся, что Гражданский кодекс, регулирующий договор ОСАГО, не предусматривает каких-либо технических причин, оправдывающих отказ в заключении такого договора, например, отсутствие бланка полиса, мне предложили написать заявление. Что я и сделал.

В результате не прошло и пяти дней с момента подачи в Росгосстрах претензии и заявления, как мне перезвонили из компании и предложили приехать в офис застраховаться. Агент уже не предлагал мне застраховать жизнь и имущество, а стоимость полиса оказалась всего на 500 рублей дороже, чем положено, — 3 300 рублей. По словам сотрудницы Росгосстраха, моя прежняя страховая компания не внесла в единую базу данные о положенных мне скидках, а потому расчет был выполнен как для начинающего водителя без страхового опыта. Как позже выяснилось, это была еще одна отговорка.

Увы, но ситуация в полисами ОСАГО в Приамурье не меняется уже больше года. Ни 37 миллионов штрафа, ни решения суда, ни требования прокуратуры —  никто и ничто не в силах заставить страховые компании Приамурья исполнять закон. Кроме грамотных действий самих автовладельцев.