Онлайн-конференция на тему «Государственные и муниципальные преференции»

С 23 августа 2009 года вступил в силу Федеральный закон № 164 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Существенные изменения произошли в статьях, регулирующих вопросы предоставления различных преимуществ субъектам. Так, исключено понятие «государственная и муниципальная помощь» и введено новое понятие «государственные и муниципальные преференции».

Как эти перемены на себе ощутят амурские предприниматели? Об этом и не только речь пойдет в ходе онлайн-конференции на тему «Государственные и муниципальные преференции» на сайте Амур.инфо. На вопросы посетителей отвечает руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области Татьяна Ивановна Яковлева. Ответы на все полученные ответы будут опубликованы 21 декабря.

Задавать вопросы можно уже сегодня. В случае если вы укажете свой e-mail, ответ на него будет продублирован на почту. Вопросы появляются на странице конференции после предварительной проверки на предмет корректности формулировок.

поступившие вопросы:

1 – В Авиа кассе «Амуркруизавиа» на Зейской брал билеты на Хабаровск. Продали билеты на один самолет по разным тарифам: один по 3900 руб, второй по 5700 руб. Как такое возможно? Ведь самолет Ан-26 (24) не имеет люкс салона? Разберитесь (автор: Анатолий)

ответ:
Уважаемый Анатолий!

Судя по Вашему вопросу, вами приобретены билеты на рейсы «Благовещенск – Хабаровск» авиакомпании «ИрАвиа». Свои тарифы на авиаперевозки перевозчик формируют самостоятельно, исходя из затрат авиакомпании, связанных непосредственно с обеспечением полета, обслуживанием пассажиров, себестоимости летного часа, а также необходимого уровня рентабельности в зависимости от уровня, класса обслуживания, загруженности рейса.

Антимонопольная служба, исходя из своих полномочий, осуществляет контроль за установлением монопольно высоких (низких) на товары хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, которые в результате установления таких цен не допускают, ограничивают, устраняют конкуренцию или ущемляют интересы других лиц.
В связи с тем, что авиакомпания «ИрАвиа» занимает незначительную долю на рынке авиаперевозок Амурской области, Амурское УФАС России не вправе контролировать цены на билеты компании «ИрАвиа».

2 — Здравствуйте, Татьяна Ивановна. Скажите, в какие сроки должно рассматриваться ходатайство о предоставлении префернеции? Сколько времени в общей сложности на это может уйти у органов власти, которые должны рассматривать этот вопрос? Заранее благодарю. (автор: Олеся)

ответ:
Уважаемая Олеся!

Поданное заявление с прилагаемыми документами федерального органа власти, органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления о предоставлении преференции хозяйствующему субъекту рассматривается антимонопольным органом в течение 1 месяца с даты получения заявления.

Однако если в ходе рассмотрения заявления антимонопольный орган придет к выводам о том, что предоставление такой преференции может привести к устранению или недопущению конкуренции либо о возможности несоответствия целям, предусмотренным в статье 19 Закона о защите конкуренции, и необходимо получить дополнительную информацию для принятия решения, срок рассмотрения этого заявления может быть продлен не более чем на 2 месяца.

3 — Уважаемая Татьяна Ивановна! Немного отойду от темы разговора, потому как считаю, что преференции для поставщиков далеко не самое главное (при участии в госзаказе). Прозрачность процедур, не только посредством размещения на сайте, но и выставление требований, не сдерживающих конкуренцию - вот главные направляющие процесса госзаказа. Вопрос: Почему до сих пор не выработаны какие-либо рамки сдерживания не чистых на руку закупщиков: установлены реальные сроки поставки и оплаты по ГК и договорам, четко не отслеживаются лишние (сдерживающие) критерии отбора при проведении процедур на право заключить ГК (пример: запрос котировок от 11.12.2009 № 21084 на сайте www.gz.amurobl.ru, ГАРАНТИЯ НЕ МЕНЕЕ 2 ЛЕТ)? (автор: Правда Благ)

ответ:
Уважаемый автор (ПравдаБлаг)!

Я могу только согласиться с вами в том вопросе, что размещение заказов для государственных и муниципальных нужд очень важны и для государственного и муниципального заказчика и непосредственно для лиц – участников торгов, то есть в целом для государства. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» установил нормы и правила, по которым необходимо производить торги. Данный закон уже претерпел достаточно много изменений и дополнений. Он становится более доступен к применению. Но, вместе с тем, практика антимонопольной службы показывает, что нарушений при проведении торгов не оправдано много. Эти нарушения допускают и сами заказчики (бюджетополучатели) и члены конкурсных, аукционных и котировочных комиссий, назначенных заказчиками, и уполномоченные органы по размещению заказов. С начала текущего года к нам поступило 190 жалоб на размещение заказов с нарушением федерального законодательства, из них 100 жалоб Комиссией признаны обоснованными. Управлением выявлено 910 фактов правонарушений, возбуждено и рассмотрено 240 административных дел. За нарушения законодательства наложено административных взысканий в виде штрафов на сумму 2 400 000 рублей. Порядок «сдерживания нечистых на руку заказчиков» (цит. авт.) прописан в названном выше законе. Я думаю, что нам всем понятно, что устанавливать тотальную проверку проведения закупок и выбора победителя торгов нельзя.

Справедливости ради, я отмечу, что не только заказчики ошибаются и допускают нарушения, но и участники-победители торгов все чаще отказываются, уклоняются от заключения государственных и муниципальных контрактов, а подписавшие контракт исполняют его недобросовестно. В Реестр недобросовестных поставщиков включено 9 хозяйствующих субъектов. Поэтому задача стоит общая и у государства, и общества – пресекать все попытки нарушить закон о закупках при проведении торговых процедур.

4 — Здравствуйте, Татьяна Ивановна! У меня вопрос касается как раз темы вашей конференции. Как всего одно слово "преференции" может существенно изменить закон о конкуренции. Грубо говоря, что нового нас ждет? Спасибо.(автор: Наталья)

ответ:
Уважаемая Наталья!

Вы правы одно слово – «преференция» – не может существенно изменить закон о конкуренции и не имеет такой цели. Преференция – это преимущество, которое обеспечивает более выгодные условия деятельности. Предоставляется она органами власти и местного самоуправления, другими органами, которые обладают такими же функциями. Предоставление преференций выражается в передаче государственного и муниципального имущества, других объектов гражданских прав, предоставление имущественных льгот.
Закон о конкуренции защищая «саму» конкуренцию, устанавливает, что преференция предоставляется в исключительных случаях и устанавливает порядок ее выделения.
Какие это случаи? Преференция может быть предоставлена на цели обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним, на защиту окружающей среды, поддержке субъектов малого и среднего бизнеса, на сохранение или охрану объектов культурного наследия и др. Перечень, установленный законом, исчерпывающий. В остальных случаях выделение преференций (преимуществ) запрещено законом о защите конкуренции.

Но и выделение преференций в рамках закона проходит под контролем государственных структур. Законом также установлено, что не является преференцией, например: предоставление имущества и иных объектов прав посредством торгов; в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций, военных действий и пр. Предоставление преференций органами власти и органами местного самоуправления в соответствии с установленными правилами и условиями их предоставления, несомненно, будет способствовать развитию конкуренции, предоставлению равных условий хозяйствования, недопущению выстраивания в этой части административных барьеров.

5 — Уважаемая Татьяна Ивановна! Почему у нас до сих пор монополист Дальсвязь, цены на услуги, интернета в частности, невообразимые? Спасибо. (автор: Владимир)

ответ:
Уважаемый Владимир!

Тарифы на услуги, связанные с доступом к сети Интернет, не подлежат государственному регулированию и устанавливаются оператором связи самостоятельно.
Амурским УФАС России в октябре-ноябре 2009 года проведена проверка действий ОАО «Дальсвязь» по установлению тарифов на услуги Интернет. В ходе проверки установлено, что тарифные планы на услуги Интернет ОАО «Дальсвязь» разрабатывают, исходя из планового объема услуг, структуры потребления трафика, затрат на оказание услуг. Фактические расходы ОАО «Дальсвязь», связанные с оказанием услуг Интернет на территории Амурской области, превышают фактические доходы от данного вида деятельности.
По результатам проведенной проверки нарушений антимонопольного законодательства не выявлено.

6 — Добрый день. Интересует вопрос такого характера. Недавно в одном из Благовещенских Банках к пластиковой карте дали листовки А4 где имеется информация по сопутствующим продуктам которых я могу подключить в карте, в числе которых был и Овердрафт, но в соответствии с законом о рекламе при указании хоть одного существенного условия необходимо указание остальных условий влияющих на конечную стоимость продукта, в конкретном случае небыла даже отображена годовая % ставка, комиссии и т.п., были указанны так сказать только одни преимущества продукта без указания конечной его стоимости. Куда я могу обратиться с жалобой на данный Банк? И какие последствия для Банка могут быть?  (автор: Владимир)

ответ:
Уважаемый Владимир, по вопросу нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Вы вправе обращаться в Управление федеральной антимонопольной службы по Амурской области. В случае установления антимонопольным органом нарушения законодательства о рекламе рекламодателем, рекламораспространителем и рекламопроизводителем КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц от 4 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц от 40 000 до 500 000 рублей.

7 — Уважаемая Татьяна Ивановна! Подскажите пожалуйста, как быть Заказчику (лечебного учреждения) если вопрос встает уже не о цене закупаемой продукции, а о его качестве. В частности это касается приобретения лекартвенных средств, так как указывая госпитальную упаковку препарата (№100, №50, №10 и т.д), Заказчик ограничивает производителя Л.С., но от производителя и зависит качество приобретаемого Л.С. (его эффективность, биодоступность; наличие побочных эффектов (Л.С.) тоже завист от степени очистки лекартвенного средства; наличие возможных аллергических реакций и т.д.), а также сроки выздоровления (нахождения больного в стационаре). Процедуру нужно провести в рамках 94-ФЗ от 21.07.2005, одновремнно не нарушая ФЗ "О защите конкуренции" , и в то же время оказать качественную медицинскую помощь. (автор: Татьяна)

ответ:
Уважаемая Татьяна!

Правила приобретения товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд прописаны в ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Требования заказчика, которые он предъявляет к товару работе, услуге, в том числе и по качеству, должны им прописываться в конкурсной документации. Не забывать указывать слово «эквивалент» если в конкурсной документации заказчик прописывает марку товара, наименование производителя или другие подобные требования.

Вместе с тем хочу отметить, что бюджет органа исполнительной власти органов местного самоуправления (других бюджетополучателей) формируется в конце текущего года на последующий год. То есть, к примеру, бюджет на 2010 год формируется в конце 2009 года. Поэтому при эффективной работе с соответствующим бюджетом есть возможность организовать и провести торги без спешки и хорошо продумать в конкурсной (котировочной, аукционной) документации требования заказчика к товару, его качеству и др.
Татьяна, если у Вас есть конкретно сформулированные предложения по внесению изменений в ФЗ №94-ФЗ, управление их с благодарностью рассмотрит.

8 — Когда перестанут врать, что цены на бензин снижаются ? Какой нам прок от того, что отштрафовали нефтяных магнатов, а цены остались те же?(автор: Анатолий Саяпин)

ответ:
Амурское УФАС России в пределах своих полномочий вправе осуществлять контроль за установлением цен на нефтепродукты только в отношении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение.

Доминирующее положение на топливном рынке Амурской области занимает ОАО «Амурнефтепродукт». Последнее изменение цен на АЗС ОАО «Амурнефтепродукт» на все виды топлива зафиксировано 17 сентября 2009 года, с 16 ноября 2009 года были увеличены цены на дизельное топливо в связи с переходом на реализацию зимнего топливо.
В настоящее время цены на АЗС «Амурнефтепродукт» составляют (по данным общества): А-80 – 23,10 руб./литр; АИ-92 – 26,40 руб./литр, АИ-95 – 27,50 руб./литр; ДТ- 23,80 руб./литр.
Амурским УФАС России осуществляется еженедельный мониторинг цен реализации нефтепродуктов, реализуемых оптом и через АЗС, также проводятся проверки хозяйствующих субъектов, занимающихся реализацией нефтепродуктов на территории Амурской области, на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.

9 - Здравствуйте! Вот меня например преференции не интересуют. Есть куда более близкие темы и поэтому прошу ответить на мои вопросы не в тему, тем более что в тему немного вопросов. Скажите пожалуйста:

1) какая работа ведется и каких результатов достигло Управление и служба вцелом по незаконному повышению цен на бензин и недопущению повторных действий в последующем?
2) ведется ли работа по надзору в банковской деятельности и решается ли вопрос по привлечению к ответственности банков, ведущих "черные списки" людей отсудивших у банков незаконно взятые проценты? и законны ли сами по себе "черные списки"?
3) смогло ли Управление повлиять на рынок поставщиков угля в Амурской области, проводились ли аукционы государственными и муниципальными заказчиками на поставку угля в 2008-2009 годах и если нет, то какие меры принимает Управление по недопущению данной ситуации в 2010 году?

4) проводилась ли работа в период с начала массового заболевания гриппом и ОРВИ по недопущению высоких цен на лекарственные средства в области и какие меры приняты? готово ли Управление принимать своевременные меры в период 2 и 3 волны массовых заболеваний?
5) в СМИ области довольно часто слышится тема "мусорной войны" и в ней проскальзывает вопрос о нарушении антимонопольного законодательства. Велась ли работа по данным фактам? оцените деятельность хозяйствующих субъектов с точки зрения нарушения антимонопольного законодательства: кто прав - кто виноват и какие меры приняты.
Заранее благодарна за ответы.(автор: реплика)

ответ:
1) В Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством цены на нефтепродукты не подлежат государственному регулированию, являются свободными и формируются продавцами самостоятельно.

Антимонопольная служба в пределах своих полномочий осуществляет контроль за действиями хозяйствующих субъектов, осуществляющими оптовую, розничную продажи нефтепродуктов, по установлению цен на товар в целях недопущения и пресечения установления монопольно высоких цен на нефтепродукты хозяйствующими субъектами занимающими доминирующее положение, а также в целях недопущения и пресечения осуществления несколькими компаниями согласованных действий, направленных на поддержание цен на нефтепродукты.

Ситуация с установлением цен на топливо в Амурской области осложняется тем, что на территории области отсутствует первичный рынок. Формирование объемов рынка нефтепродуктов происходит за счет нефтепродуктов, ввозимых на территорию Амурской области из других регионов. Основные поставки нефтепродуктов осуществляются из наиболее близко расположенных регионов к территории Амурской области, на которых действуют нефтеперерабатывающие предприятия, а именно: Хабаровский край, Иркутская и Омская области. Данный факт является определяющим при формировании цен на нефтепродукты в Амурской области.

В 2008-2009 году Амурским УФАС России выявлены факты нарушения антимонопольного законодательства крупным предприятием, занимающим доминирующее положение на топливном рынке Амурской области, ОАО «Амурнефтепродукт». Амурским УФАС России установлено, что цены на АЗС ОАО «Амурнефтепродукт», расположенных в отдаленных районах Амурской области, в 2007 году, 1-м полугодии 2008 года были завышены. Также Амурским УФАС России было установлено, что ОАО «Амурнефтепродукт» совместно с другими продавцами топлива в городе Зея осуществляли согласованные действия, направленные на поддержание цен на нефтепродукты. По результатам рассмотрения дел ОАО «Амурнефтепродукт» выданы предписания о прекращении нарушений, приняты меры административной ответственности в виде штрафа.

Кроме этого, ОАО «Амурнефтепродукт» в соответствии в предписанием о предстоящих изменениях цен на АЗС в предварительном порядке уведомляет Амурское УФАС России с приложением документов, подтверждающих обоснованность изменения цен.
2) Уважаемый автор! Антимонопольный орган в рамках своих полномочий не осуществляет надзор за деятельностью банков, ведущих «черные списки». Контроль за деятельностью банков осуществляет Центральный Банк РФ.

3) Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области не контролирует рынок поставщиков угля в Амурскую область и не имеет правовых полномочий для влияния на него.

В период 2008-2009гг муниципальными и государственными заказчиками проводились аукционы и запросы котировок на поставку угля для государственных и муниципальных нужд муниципальных образований Амурской области. Информация о размещении таких заказов размещалась в названный период на официальных сайте Амурской области и официальных сайтах муниципальных образований.

В плановом порядке Амурское УФАС России осуществляет контроль только за закупками для государственных нужд Российской Федерации. За действиями государственных и муниципальных заказчиков, размещающих заказы для муниципальных нужд и нужд Амурской области контроль территориальным антимонопольным органом осуществляется только по поступившим в Амурское УФАС России жалобам и информации о нарушении федерального законодательства о размещении заказов. При выявлении нарушений в соответствии с Федеральным законом о размещении заказов уполномоченный по контролю в сфере размещения заказов Федеральный орган исполнительной власти выдает предписания об устранении нарушений, обращается с исками в арбитражный суд о признании размещения заказа недействительным, рассматривает дела о привлечении к административной ответственности виновных лиц в соответствии с КоАП РФ. Понуждение заказчиков к организации закупок угля в полномочия антимонопольного органа не входят.

Амурское УФАС России в пределах своих полномочий вправе осуществлять контроль за установлением цен на лекарственные средства, соблюдением установленного порядка ценообразования только в отношении хозяйствующих субъектов занимающих доминирующее положение.

В соответствии с действующим законодательством подлежат государственному регулированию цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. Уровень предельных оптовых и предельных розничных надбавок утверждается Постановлением Правительства Амурской области.

Товарный рынок розничной торговли лекарственными средствами в городе Благовещенск характеризуется высоким развитием конкуренции, не установлено хозяйствующих субъектов занимающих доминирующее положение.

На территории отдельных муниципальных образований Амурской области доминирующее положение занимает ОАО «Амурфармация». В настоящее время Амурским УФАС России совместно с прокуратурой города Благовещенска проводится проверка ОАО «Амурфармация».
По результатам проверок, проведенных в отношении ООО «Фарм Экспресс», ООО «Фарм-Экспресс Приамурье», ООО «Вербена», ООО «Будь здоров», не выявлено фактов осуществления указанными субъектами согласованных действий, направленных на повышение цен на лекарственные средства в период массовых заболеваний.
5) Уважаемый автор! Тема «мусорной войны» действительно сейчас весьма актуальна в г. Благовещенске. Амурское УФАС России давало оценку деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке по утилизации отходов. В настоящее время этот спор находится на рассмотрении арбитражного суда.

10 — Здравствуйте Татьяна Ивановна! Подскажите пожалуйста, я начинающий индивидуальный предприниматель, работаю только 2 месяца, открыла киоск по продаже DVD-дисков, в г.Райчихинске, оформила аренду земли, приобрела киоск, официально зарегестрировалась, все стоило больших трудов. Сразу же после открытия конкуренты, которые уже имеют два павильона в центре города, и в бизнесе около 10 лет, оформляют земельный участок площадью 150 кв.м. как временное сооружение! и собираются поставить торговый павильон прямо на против моего киоска и торговать той же продукцией.( понятно, чтобы выдавить меня с рынка). Заявку на этот земельный участок подали и другие индивидуальные предприниматели г.Райчихинска, но им было отказано в аренде данного земельного участка, хотя торговых точек в центре города они не имеют! Не нарушает ли городская администрация закон о конкуренции, предоставляя преимущество одним, отказывая другим? Что мне делать в данной ситуации, к кому обращаться за помощью? Заранее спасибо!(автор: Ольга)

ответ:
Уважаемая Ольга! Сложно сделать вывод из Вашего вопроса о нарушении Закона о защите конкуренции Администрацией г. Райчихинска при предоставлении в аренду земельного участка отдельным хозяйствующим субъектам. Однако по указанным фактам с приложением подтверждающих документов Вы можете обратиться с заявлением в Амурское УФАС России.