Стенограмма выступления руководителя ФАС России И.Ю. Артемьева

Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте всех вас поприветствовать. Многих я вчера уже видел, мы по традиции целый день заседали на Совете территориальных органов и обменивались мнениями по самым острым и сложным вопросам нашей жизни. Всех, кого не видел, приветствую. Хочу поблагодарить вас за то, что проделали долгую дорогу. Надеюсь, что наша сегодняшняя Коллегия будет одним из самых важных событий десятого года в жизни Федеральной антимонопольной службы.

Так получается, что в этом году мы с вами решили провести рядом две коллегии: одна из них пройдет в Москве сегодня, а вторая пройдет в июне в Суздале. Мы приняли решение, что нужно обязательно стремиться к тому, чтобы заседать не только в Москве, но и показывать друг другу нашу замечательную Россию, пользоваться возможностью провести мероприятие дешевле, поскольку в Суздале и Владимире это стоит раза в три дешевле, чем в Москве - так что это еще одна из причин. Мы договорились, что в этом году наши встречи будут гораздо более частыми, обмен мнений - еще более интенсивным, чем был ранее, поскольку мы с вами сейчас находимся на переломном этапе нашей жизни. И об этом сегодня я тоже хочу сказать в своем докладе.

Я думаю, что также важно, особенно надзорным органам, быть точными по времени: я предлагаю, как мы и планировали, несмотря на перенос начала на 9 часов утра, приступить к обсуждению вопросов. И призываю вас, несмотря на то, что мы вчера весь день обсуждали важные вопросы, в плане выступлений, дискуссий быть очень активными.

Вместе с нами присутствуют уважаемые наши гости и коллеги:

-Александр Эммануилович Буксман, первый заместитель генерального прокурора. Мы очень много и плодотворно работали с прокуратурой в этом году и признательны за те проверки и тот надзор, который осуществлялся в отношении ФАС. Этот надзор нас многому научил, мы многое взяли в работу, и об этом я тоже сегодня скажу.

-Сергей Николаевич Катырин, представляющий Торгово-промышленную палату;

-И многие другие коллеги, которые приехали к нам и не приехали, потому что мы с вами перенесли время из-за того, что сегодня состоятся важные совещания в Администрации Президента. Но в любом случае этот обмен мнений между нами постоянно идет, он совершенствуется, и эта работа будет расширяться и в текущем году.

Тогда с вашего позволения мы начнем.

Ведущий: Слово для основного доклада, посвященного итогам работы в 2009 году и задачам на 2010 год, предоставляется руководителю ФАС России Артемьеву Игорю Юрьевичу.

Уважаемые коллеги! Последние два-три года мы ставили перед собой одну из самых главных задач - увеличение активности нашей работы в целом по стране, т.е. активности центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы и территориальных органов.

Связано это было с рядом целым проблем. Совершенно понятно, что первый антимонопольный пакет 2006 года и второй антимонопольный пакет 2009 года требовали активного правоприменения, необходимо было формировать судебную практику. И в этом смысле мы не могли удовлетвориться тем, что лишь, наверно, половина наших территориальных органов показывала высокие показатели своей производительности труда, в то время как целый ряд территорий оставался в этом смысле весьма и весьма неактивным.

Нам хотелось бы, чтобы очень многие компании в России сегодня, столкнувшись с антимонопольной службой по конкретным вопросам, могли убедиться, что ситуация с монополистической деятельностью, со злоупотреблением доминирующим положением, созданием картелей и другими видами противоправной деятельности будет обязательно расследована, и обязательно неотвратимым будет то наказание, которое предусмотрено законодательством.

Необходимо было предпринять целый ряд усилий, чтобы произошла резкая оптимизация нашей работы. И, собственно, та система показателей, которая была утверждена Правительством Российской Федерации три с половиной года назад в отношении Федеральной антимонопольной службы и введение внутриведомственных показателей, которые стали играть очень большую роль в оценке территориальных органов, позволили идти теми шагами, которые позволили существенным образом повысить ответственность руководителей и территориальных органов, и центрального аппарата. Сегодня можно сказать, что эта работа привела к тому, что мы и правда стали гораздо активнее. На первом слайде вы видите реальные показатели, как выросло за один год количество дел, которые мы с вами возбудили (потом мы поговорим об этом: сколько мы проиграли в суде, сколько мы добились исполнений предписаний - там показатели в целом тоже неплохие, на мой взгляд). В полтора раза увеличилась наша активность в целом по всей системе. И если говорить, например, в сравнении с 2005 годом, то эта активность увеличилась в три раза. Мы с вами стали без увеличения штатной численности в три раза активнее в своей работе.

Мы объявляли, что одним из важнейших приоритетов для нас является работа по борьбе с картелями. До 2009 года действовала норма закона, согласно которой за участие в запрещенном соглашении, в том числе картельном, можно было получить амнистию в том случае, если компания сама приходила в антимонопольный орган, писала заявление о том, что она участвовала в запрещенном соглашении. И около 500 компаний воспользовались этой амнистией. И мы ставили себе задачу, прежде всего, очистить рынки от незаконных картельных соглашениях, которые сложились с годами, нежели собственно наказать за это. Но после принятие 178 статьи УК ситуация изменилась. Вы знаете, что только первый, кто явится в антимонопольную службу и сообщит нам о своем участии в картельном соглашении, освобождается от ответственности. Остальные, соответственно, будут наказываться как путем применения 178 ст. УК, так и оборотным штрафом 1-15% на каждую компанию-участницу картеля.

Если вы посмотрите, как мы реализовывали этот приоритет, то на этой диаграмме очень хорошо видно, что в 2005 году в целом по стране по картелям нам удалось выявить около 65 таких противоправных соглашений, но это были маленькие соглашения, не имеющие большое значение для российской экономики компании. И в целом этот эффект можно было охарактеризовать как достаточно слабый и почти что близкий к нулю. Соответственно, когда мы с вами приоритеты выделили и предприняли определенные усилия для этого - в частности, можно говорить о существенно расширившемся взаимодействии с МВД, генеральной прокуратурой, органами федеральной безопасности и т.д. - и цифра сегодня уже довольна серьезная - 488 выявленных картельных соглашений.

Но, конечно, самым главным является качеством того, что мы делаем. И это несмотря на то, что цифры большие - региональных и общефедеральных картелей, в том числе, находящихся у нас под подозрением, достаточно много. Система сбора и закрепления доказательств для суда является нашей проблемой. И в этом смысле взаимодействие с правоохранительными органами является нашим основным приоритетом. Без этого все дела по расследованию самых опасных форм правонарушений -картелей- в нашей сфере не будут успешно заверены.

Привлечение к административной ответственности. После проверки Генеральной прокуратуры, которая обратила наше внимание на то, что не всегда, когда мы выносим соответствующее решение о наказании юридических лиц, за этим следует в обязательном порядке наказание физических лиц. Это касается наших дел против других органов власти, когда ограничивается конкуренция через издание соответствующих нормативных актов, и это касается хозяйствующих субъектов-нарушителей. Сегодня мы стремимся к тому, чтобы такое соответствие было всегда. И это одна из причин, по которому увеличилось количество возбуждаемых административных дел. Мы стараемся во всех случаях, когда административные штрафы не уплачиваются в установленный срок, затем применять повторное наказание.

Если говорить о штрафах, то до 2007г., когда вступили в силу федеральные законы, вносящие изменения в КоАП, когда по результатам рассмотрения дел антимонопольной службы в российском законодательстве появились большие административные штрафы, это отражало отношение государства к проблеме монополизма в целом и злоупотреблению монополистическими проявлениями, которые стали очень серьезным тормозом для развития экономики страны. Поэтому по сравнению со штрафами 2001 или 2002 года, когда всеми усилиями антимонопольный орган взыскивал в бюджет около 16-20 млн. руб., сегодняшние штрафы очень велики. Их сумма увеличилось более чем в два раза и достигла 28 млрд. руб. только в прошедшем в 2009 г. Но нужно еще отстоять эти штрафы в суде, потому что там нам противостоят самые мощные, самые сильные компании, которые умеют себя защищать. Сегодня в отношении нефтяных компаний, мы ожидаем рассмотрение нашей надзорной жалобы. И решения суда на долгие годы определят, что будет у нас в этой отрасли вообще, что будет в ценовой политике, в базе российской экономике, которая сегодня определяет рентабельность многих смежных отраслей, начиная от перевозок и заканчивая ЖКХ. Поэтому мы с вами выбрали этот приоритет. Будем активно работать в этом направлении. Но здесь нам тоже нужно научиться еще лучше готовить соответствующие дела в суда. Поскольку даже любой, как жизнь показывает, даже маленький огрех в наших письменных документах позволяет адвокатам противной стороны очень активно это использовать для того, чтобы наши решения отменялись не по существу, а чисто по процессуальным основаниям.

Я должен сказать, что если говорить о таких самых крупных делах, то мы прошли этот путь, начиная от региональных судов до федеральных судов плечом к плечу с генеральной прокуратурой, за что им огромное спасибо.

Что касается неотвратимости наказания. Нельзя сказать, что тут у нас все благополучно, потому что на самом деле не всегда удается привлечь к ответственности нарушителей, и на это есть свои причины, хотя в целом положительное движение есть.

Очень важно, что появившиеся новые требования в законодательстве мы стали исполнять. Появляются первые дела по дисквалификации государственных чиновников и менеджеров крупных компаний за нарушение антимонопольного законодательства. Сейчас таких материалов передано в суды только три, но когда мы будем с вами обсуждать наши показатели и планировать нашу работу на текущий период, хотел бы обратить внимание на то, что такую форму воздействия надо применять гораздо чаще. Это то, чего реально очень многие руководители гос. субъектов опасались - то, что в отношении государственных чиновников просто необходимо применять. Закон говорит в отношении гос.чиновников, что только повторное нарушение может привести к дисквалификации по решению суда, мы должны формировать эту базу. Потому что это реальная форма, реальная действенность наших усилий, чтобы прекратить то, что делают отдельные недобросовестные чиновники против свободного предпринимательства в нашей стране, ограничивая конкуренцию.

Мы с вами пока только начинаем работать со 178 статьей УК. Последнее время мы говорили о том, что мы будем стараться действовать следующим образом: нужно стараться дожидаться решения арбитражных судов по факту нарушения, что может быть квалифицировано затем по 178 ст. УК, и только затем отправлять материалы в следственные органы для возбуждения уголовных дел. Это касается и конвенций, которые России подписала с Советом Европы; это касается той практики, которую мы бы хотели сформировать. Очень не хотелось бы, чтобы до решения судов и проверки наших решений, например по факту выявления картелей, людей арестовывали и отправляли в следственный изолятор, в то время как потом более высокая инстанция отменяла наше решение по существу. Чтобы этого избежать, нам нужно предложить систему, когда с одной стороны мы могли бы обращаться в правоохранительные органы для поиска доказательств способами, которые мы выработали вместе с нами. Я имею в виду, в том числе способы оперативно-розыскной деятельности уполномоченными на это органами страны. Но что касается возбуждения уголовных дел, итоговой стадии, то, на наш взгляд, желательно это делать только после того, как будут доказательства того, что все мы сделали правильно, состав квалифицирован верно, нарушение было, и соответствующее лицо должно привлекаться к уголовной ответственности. У нас сейчас стоит большая задача вместе с правоохранительными органами - отработать эту систему в рамках нормативных актов.

Мы говорили о том, и об этом много говорит пресса, что одной из форм картелей является сговор на торгах. Действительно, до того, как сейчас наша страна стала переходить на электронные аукционы, такие сговоры стали повсеместной практикой. Хотя очевидно, что 178 ст. УК и другие статьи рассматривают случаи, когда сговоры происходят не только между компаниями на торгах, но и между государственными чиновниками и компаниями, участвующими в торгах. И все это основано, конечно, на коррупционных проявлениях. Наши территориальные органы начали проявлять достаточно большую активность в этом направлении: мы благодарим Ростовское и Санкт-Петербургское, Алтайское, Иркутское, Липецкое, Ханты-Мансийское и другие управления, которые уделили внимание этой проблеме, поскольку это тоже создание новой практики в нашей сфере. Если вспомнить, что гос закупки - это наиболее критикуемая часть сегодня со стороны различных структур, то как раз борьба с наиболее опасными проявлениями в этой сфере является очень важной.

Если вообще говорить о государственных закупках - я подробно не буду сейчас на этом останавливаться, просто нет времени. Вы знаете, что ключевые вопросы, которые мы решили в прошлом году - было, конечно, создание условий для работы электронных площадок, которые призваны, с одной стороны, существенно снизить коррупционный потенциал, поскольку речь идет о том, чтобы участники торгов были просто зашифрованы. И государственные чиновники могли по всем позициям при открытых торгах оказывать давление на компании, которые участвуют в торгах - им часто звонят и чиновники, и криминальные элементы и предупреждают, что нельзя участвовать в этих торгах и ни в коем случае не выходить на эти торги, или лицензии снимаются с компаний, еще что-нибудь происходит. Часто из потенциальных 20-30 компаний остается одна, которая получает соответствующий тендер.

С учетом решения правительства в этом году все федеральные органы власти полностью перейдут на электронные площадки в той части, которая касается гос закупок, а это около 70-80% всех торгов. С 1 января 2011 года - вся Россия- местное самоуправление и региональные органы власти - перейдут на единую систему электронных торгов через пять уполномоченных площадок. Это означает, что в целом мы ожидаем увеличение экономии бюджета примерно в два раза. Речь пойдет об экономии порядка 400-500 млрд. руб относительно стартовых цен, заявленных нашими заказчиками. Те цены, которые вы знаете по прошедшему году - это около 260 млрд. руб. - сэкономлены по этой же методике. Когда говорят о том, что методика расчета экономии какая-то неверная, то, вообще говоря, очень легко бороться с этой критикой: если заказчики предлагают в рамках бюджетных назначений заключить контракт по стартовой цене, аукцион изменяет эту цену (вы знаете, что аукцион у нас идет только на понижение), то есть та экономия, которая получается в результате разницы этих цифр, является действительно экономией. Потому что контракт был бы заключен по стартовой цене, если бы не было этих торгов. Вместе с вами и прокуратурой и другими надзорными органами добились в прошлом году, чтобы около 260 млрд. руб. остались в государственной казне; либо на часть этих денег были приобретены дополнительные материальные ресурсы, например, в социальной сфере, - я имею в виду, прежде всего, лекарства. Это первое, что здесь надо сделать.

Второе. Полным ходом продолжается работа в этой сфере, и мы вместе с Минэкономразвития занимаемся тем, чтобы 1 января 2011 года открылся федеральный сайт, на котором будут регистрироваться оферты всех государственных заказчиков страны (органов местного самоуправления, региональных властей, федеральных органов власти), где любые торги будут обозначены в качестве соответствующего предложения предпринимательства. Если вспомнить нашу задачу, то ею являлось введение в эту систему поисковика, который позволил бы предпринимателю, где бы он ни находился, выбирать, что он может поставить в любой регион, имея все оферты, которые существуют в настоящее время в стране. Вы знаете, что законодательство сейчас очень строгое: если оферта не опубликована, а тендер проведен, то за это может наступить даже уголовная ответственность. Поэтому создание таких поисковых систем вместе с электронным торгами и аукционами, с анонимным закреплением участников до второй стадии проведения торгов является беспрецедентным в мире решением этой проблемы. Хочу вам официально сказать, что получили сегодня соответствующий запрос из стран ЕС и Североамериканских стран с самым серьезным интересом к тому, что мы с вами в этом направлении делаем. И мне кажется, что еще один или два элемента, о которых я скажу позже, смогут существенным образом украсить эту систему далее.

Мы, конечно, в 21 веке будем добиваться, чтобы все документы запечатывались электронной подписью. Сегодня этим занимаются удостоверяющие центры, в частности, базовый удостоверяющий центр федерального казначейства, где для нужд электронных торгов осуществляется получение ЭЦП; все работает, перебоев нет.

Что получилось по цифрам с точки зрения обращения к нам? Могу сказать, можно гордиться тем, что предприниматели поверили, что можно обраться в ФАС, поскольку мы являемся органом административного обжалования. И все вопросы, связанные с рассмотрением того или иного дела, мы обязаны рассматривать в течение пяти дней. В принципе нет таких прецедентов, чтобы большая федеральная система работала таким образом; чтобы с момента появления заявления мы за пять дней успевали уведомить надлежащим образом стороны процесса (заказчиков; тех, кто победил в тендере; кто оспорил), провести слушание, вынести решение и выдать соответствующий документ на руки. Я могу сказать, что эта работа превратилась в неимоверную нагрузку, прежде всего на территориальные органы, и мы, коллеги, это хорошо понимаем. По сути, количество обращений (вы видите это на диаграмме) увеличилось в геометрической прогрессии. И по сравнению с прошлым годом было увеличено более чем в два раза. Сегодня это тысяча жалоб на многие наши территориальные органы. Вместе с тем почти половина жалоб были признаны обоснованными; предприниматели увидели, что судебная практика поддерживает ФАС. 95% всех решений ФАС по закупкам были подержаны российскими судами. Это очень высокий показатель, он кажется почти недостижимым. Но таким образом закладывается мощнейшая практика противодействия, в том числе, коррупционным проявлениям, различным родам нарушениям при осуществлении государственного заказа, т.е. при расходование средств налогоплательщиков. Что делать дальше, если количество жалоб будет увеличиваться (а силы наше не беспредельны), мы обсуждали вчера на Совете территориальных органов. Один из механизмов - это введение государственных пошлин за рассмотрение соответствующих жалоб, иначе мы будем не в состоянии обеспечить ни качество процесса рассмотрения, ни количество рассмотренных дел. Но мне кажется, с электронными площадками, когда уже будет работать механизм по стандартным регламентам, схемам, и будут работать биржевые механизмы (например, в сфере закупки топлива), нам станет немного полегче. Я приводил уже цифры, называл не 214, а 216 млрд. руб. 214 - это без органов местного самоуправления. А всего за 3 года сэкономлено более 500 млрд. руб. для консолидированного бюджета РФ, и это факт.

От Министерства иностранных дел, которое занимается международными практиками, мы получили два письма, которые говорят о высокой степени внимания, которое проявляют иностранные государства к нашей системе гос закупок. И собственно заключения, которые представляют иностранные компании, официальные органы ЕС и США говорится, что та система, которая развивается в России, имеет целый ряд радикальных преимуществ относительно того же ЕС. Напомним, что в ЕС, на который часто ссылаются наши оппоненты, существует предварительная административная предквалификация. Это означает, что если они занимаются введением практик аукционов, то перед аукционом соответствующие компании подают прошения государственным чиновникам, и их затем либо допускают, либо не допускают к аукционам. Соответственно, вся процедура с электронной подписью не нужна, потому что если вас могут не допустить на самом раннем этапе, вы минимум 3 месяца ждете этого тендера, потом вас год не допустят. Учитывая, что уровень коррупции в ЕС ниже, чем в России, там это хоть как-то работает; у нас бы это превращалось в профанацию. Тогда не было бы ни электронных аукционов, ни тех перспектив, которые нам дает Интернет в сфере электронных закупок. В этом наша разница. Поэтому ориентироваться на их систему работы не надо - они должны ориентироваться на Российскую Федерацию.

Теперь о пресечении недобросовестной конкуренции, 17 слайд.

Мы с вами неплохо поработали в данном направлении. Решением Правительства был сделан радикальный шаг в этой сфере - прежде всего за права индивидуализации продукции, за товарные знаки предприятия. Вы знаете, какой большой ущерб наносит контрафакт нашей стране. Как вы помните, в 2007 году было принято решение о том, что за нарушение соответствующих авторских прав, которое сопровождается 14 ст. нашего закона о недобросовестной конкуренции, были введены так называемые оборотные штрафы, т.е. огромные штрафы за подобные правонарушения. Это очень правильно, на мой взгляд, потому что природа такого нарушения заключается в этой части 14 ст. в том, что неизвестная на рынке компания присваивает себе чужой товарный знак и увеличивает свои обороты. Соответственно, оборотный штраф для таких фирм представляется адекватной мерой, как и в некоторых случаях и уголовное наказание. Мы стали еще более активно заниматься данной тематикой, и я могу точно сказать, что есть качественное изменение в этом направлении. Сегодня рост подобных компаний, которые росли как грибы, удалось приостановить именно этими очень большими штрафами. Думаю, что та динамика, которая сегодня есть в ФАС по возбуждению подобных дел и расследований, позитивна.

Контроль рекламного законодательства. Здесь произошли очень важные изменения: те поправки, которые были приняты в прошлом году, наконец заработали.. Фактически сегодня на ТВ мы не увидим алкогольных брендов под видом питьевой воды или сока. В этом отношении мало где видим различного рода хулиганскую рекламу, поскольку экспертные советы быстро принимают решения совместно с нашими территориальными органами. Единственное, на что хочу обратить внимание, на то, что происходит на платных каналах - там, где не регулируется распространение рекламы алкоголя и табака - там они разрешены чтобы поддержать рентабельность канала. Люди не понимают, переключая каналы: на одном канале все можно (например, водку рекламировать), а на другом - нельзя. Эти люди не понимают этого, и они будут говорить, что мы с вами плохо работаем. Второе - то, что мы не можем решить уже несколько лет, то, что знают все: только заканчивается передача - и громогласно начинается реклама, которая будит детей, раздражает людей и создает нехорошую ауру вокруг этих процессов. Думаю, нам уже не дождаться от Министерства промышленности и торговли никаких технических регламентов по этому поводу, мы уже пять лет ожидаем, поэтому сейчас мы переходим к другой практике. Нужно просто вменить каналам в обязанность (есть все технические возможности) прекратить такую практику. Для этого есть специальные технические приспособления, которые устанавливают такой же уровень звука для рекламы, который соответствует последней телевизионной передаче. Потому что всем уже надоело вздрагивать, нам есть отчего в жизни вздрагивать и без этого.

Следующая позиция - то, где мы плохо сработали. Целого ряда утвержденных показателей мы достигнуть не смогли. Давайте попробуем разобраться, что это за показатели.

Прежде всего, доля исполненных постановлений о применении мер административной ответственности снизилась с 77% в 2008 году до 68%. Понятно, что мы сейчас говорим не только о том, что есть противоречивая судебная практика по КоАП. Она есть, об этом говорят все наши коллеги. Но дело не в этом. Дело в том, что мы снизили наш контроль, и на это нужно обратить пристальное внимание. Иначе Правительство справедливо обратит внимание на то, что мы не выполняем заданные показатели, которые сами же написали. Если говорить о доле отмененных судебных решений, то по факту недобросовестной конкуренции ситуация уменьшилась незначительно. В целом мы проиграли в судах всего 15% дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Это очень высокий показатель. А по применению КоАп мы проиграли в два раза больше, даже в два с лишним. Это говорит о том, что система отработки по показателям КоАП у нас недостаточно отлажена, и ей нужно заниматься. Я уже не раз говорил, что нам нужно советоваться с налоговиками, с таможенниками, с другими федеральными органами, обобщать эту практику, выходить в суды, в генеральную прокуратуру. Но в целом это остается главной проблемой для нас. Это снижает позицию по неотвратимости наказания. Это рождает, в свою очередь, рецидив правонарушений. На это стоит обратить внимание. Цифры говорят сами за себя, поэтому давайте стараться в соответствующем направлении работать.

Есть территориальные управления ФАС, у которых доля исполненных постановлений ниже 30%. Коллеги, кроме того, посмотрите, на каком месте в рейтинге вы находитесь. Вообще говоря, этот слайд - свидетельство служебного несоответствия. И я не вижу там каких-то проблем, связанных с тем, что именно в этих регионах что-то устроено хуже, чем в других. Поэтому руководителям стоит обратить пристальное внимание на эту часть работы.

На слайде 22 вы видите количество отмененных судом наших постановлений. При всей противоречивости судебной практики, эти показатели являются очень неважными. Мы с вами со следующего дня займемся этим вопросом.

Что мы должны сделать в 2010 году? Чего бы мы хотели, прежде всего, несмотря на то, что произошло качественное изменение, и мы сегодня в судах отстаиваем штрафы не в 50 тыс. рублей, а штрафы, измеряемые десятками, сотнями миллионов, миллиардов рублей. Нам противостоят лучшие юристы нашей страны, которых крупные компании нанимают, чтобы нам оппонировать. И в этих условиях мы не должны допустить не только существенного падения показателей судебной практики, мы должны добиваться существенных результатов. Очень надеюсь, что мы примем дополнительные меры, кроме того, что сделано нашими судами - а я считаю, что прошлогоднее решение пленума верховного суда огромную роль сыграло в том, что мы с вами сделали. Суть в том, что мы надеемся, что определенная практика по большим штрафам тоже будет складываться и привносить элемент стандартизации решений и приведет к улучшению нашей работы. Сегодня такие дела носят в основном прецедентный характер. Пожалуй, сегодня впервые суды с такой степенью доскональности исследуют, как мы работали по выдвижению соответствующего обвинения. Не секрет, что даже по мотивам такого рода (как велись заседания, был ли кворум на комиссии, объявил ли председатель решение) суды в некоторых случаях готовы отменять наши решения. Это печально, что такая практика сложилась, но суды предъявляют серьезные требования к нам. Не секрет, что в некоторых управлениях у нас действительно документы валяются, не подшиваются, дополняется позднее и так далее - что совершенно недопустимо.

Мы подписали целый ряд важных соглашений для улучшения работы. К таким решения можно отнести соглашение со Счетной палатой и те приказы, которые действуют совместно с МВД. Из последних соглашений я бы отметил продолжение работы с налоговой инспекцией, таможенными органами и с судебными приставами. И сегодня судебные приставы объявили, что по тем санкциям, которые мы накладываем на компании, которые будут превышать сумму в 1 млн.руб., они готовы проводить взыскания в приоритетном порядке. Нам нужно максимально оптимизировать нашу работу со смежниками: судебными приставами, Счетной палатой, МВД и назначить ответственных лиц. Чтобы каждый из нас знал, к кому нужно обращаться и постараться максимально выжить из этого взаимодействия все, что только можно.

Теперь мы с вами, как я говорил в самом начале, находимся в такой точке бифуркации. Если последние три года мы говорили, что главным является активность (она уже достаточно высокая), то начиная с этой коллегии, мы хотели бы изменить систему внутренней отчетности, чтобы осуществить более качественное рассмотрение дел. На слайдах 25, 26, 27, 28 и 29 (вчера мы это обсуждали на Совете территориальных органов) предлагаем перейти на систему коэффициентов. Иными словами, в ведомственной отчетности от 1 до 82 места мы предлагаем не везде устанавливать коэффициент 1. Если мы считаем, что дела по картелям самые важные и сложные, то и коэффициент должен быть выше. Система контроля картелей, взаимодействия с правоохранительными органами говорит о том, что картельный сговор - самое опасное нарушение конкуренции, а с точки зрения работы антимонопольных органов - самое тяжелое и трудоемкое.

Второе, о чем мы говорим, конечно - это дела против самой власти. Если мы за все время видим, что более половины всех дел - это нарушения самими чиновниками основных правил конкуренции, мы должны констатировать, что это важнейший приоритет для нас после картелей. Тогда коэффициент также должен быть выше.

Вообще я должен сказать в отношении органов власти, что мы проделали очень серьезную работу и, по-моему, сейчас находимся совсем в другом качестве. Еще 4 года назад возбуждение дела против губернатора, руководителя орган МС, министра рассматривалось чуть ли не как ЧП, событие особого героизма. Сегодня таких дел тысячи. И мы можем констатировать, что в целом нам удалось наладить очень серьезно противодействие таким нарушением. Нарушения есть всегда - закон сложный, не всегда успевают государственные чиновники его освоить. Но со временем улучшается качество администрирования, так что без санкций мы не можем. Очень важно, что по 135 закону таких дел стало много. Каждый день такое количество дел растет на тысячу, т.е. примерно в полтора раза. Это означает, что сидящие здесь люди, те, кто опасался раньше этого дела - перестали опасаться. Сейчас практически мы видим, что все наши территориальные органы выполняют свой долг нормально. Сегодня этот противовес создан. В регионах и центральном аппарате подобные дела возбуждаются постоянно. Приятно, что судебная система часто встает на сторону ФАС, и мне кажется, что такая деятельность должна быть продолжена.

В системе ведомственной отчетности, в системе ранжировки "кто лучше, кто хуже работает" дела против органов власти остаются одни из самых сложных, трудно доказываемых. Они тоже должны занимать высокую степень в иерархии и отчетности коэффициентов.

Что хочу подчеркнуть по всем слайдам. Это не окончательные корректировки. Мы вчера говорили о том, что все эти корректировки будут обсуждены специальной рабочей группой в составе представителей территориальных органов и центрального аппарата. Это сегодня произойдет. Мы должны завершить эту работу в ближайшее время, ваше время здесь является ключевым. Предполагаем, что уже 2010 год мы будем вести по дифференцированным показателям, которые показывают приоритеты, которые будут отражаться каждый год на итоговой коллегии.

Мы подготовили целый ряд поправок в законодательство, хотя изначально не хотели, чтобы каждый год в 135 Закон вносились поправки. Мы понимаем, что действительно жить как на вулкане, когда в 94 закон вносятся закон два раза в год очень трудно. Судьям очень трудно работать с нами, когда мы вначале приходим в суд и доказываем, что правы, а потом принимается поправка и изменяется ситуация. Очень трудно за этим уследить. Мы очень не хотели делать новый пакет поправок, но жизнь заставила их подготовить.

Нам была предоставлена честь первыми начать процесс вступления России в OECD (Организацию экономического сотрудничества и развития). Мы очень подробно делали адаптированную отчетность, работали по соответствующим схемам, в течение длительного времени мы работали вместе с комитетом по конкуренции OECD, где сейчас собрано около 50 руководителей лучших антимонопольных практик мира. Не существует более компетентной организации, они занимаются нашим с вами делом, но делают это многие годы. Оценка, которую мы там получили, очень высока. ФАС является единственным органом РФ, который имеет официально признанный мировой рейтинг. Мы можем гордиться тем, что, несмотря на то, что только в этом году мы будем праздновать свое 20-летие, мы уже занимаем 30-е позицию среди примерно 140 антимонопольных служб. Это очень хороший показатель. Мы выше некоторых из тех стран, в которых соответствующее законодательство существует более 50 лет. Мы получили там целый ряд замечаний, они не является для нас критичными, но достаточно важны.

Коллеги из организации обратили внимание на то, что нам не стоит так жестко заниматься вертикальными соглашениями, как мы занимались раньше. Второе замечание: наша 10 статья содержит два состава. Один связан с ограничением конкуренции, и за нее должен быть оборотный штраф; а другой - не связан: я имею в виду, например, ситуацию с дачниками (оборотный штраф тут не действует). Такая поправка сейчас подготовлена. Т.е. там, где говорится, что ограничения конкуренции нет, нам не стоит вводить оборотный штраф. Получение замечания от этой организации заставили нас заняться поправками. РСПП тоже выступили с критикой закона и предложил создать наблюдательный совет при ФАС, который мог бы накладывать право вето на вся наши постановления. В том, что они сказали, было несколько рациональны элементов, которые можно поддержать. Некоторые совпали с рекомендациями OECD. Поэтому некоторые поправки сделаны, направлены в Минэкономразвития. Мы рассчитываем до конца марта представить их первому вице-премьеру Игорю Ивановичу Шувалову, Правительству РФ и выходить дальше на Думу. Особенность в том, что когда мы вводили второй антимонопольный пакет, три закона были приняты, а четвертый закон был сохранен в Госдуме, и мы можем сразу оказаться во втором чтении и попросить внести изменения в 135 Закон и 95 Закон в той части где нам нужно несколько технических решений принять.

На слайде вы видите перечисление этих поправок. Вчера мы раздали на Совете территориальных органов все эти поправки, можете вынести сейчас свои решения, внести свои предложения примерно в течение двух недель, как через систему Интранет, так и письменно.

32 слайд говорит нам о том, что мы не просто добились очень важного решения пленума ВАС, но и продолжаем работу. Спасибо высшими судьям, что они занимаются нами. Мы вынесли еще предложения. Конечно, нельзя ожидать быстрых решений, суды всегда работают консервативно. Но есть большая надежда, что до конца года мы получим соответствующие поправки в решения пленума - это тоже будет очень важным в нашей работе.

Помимо того, что мы должны сделать качественный скачок, надо понимать, что такое улучшение будет сопровождаться сокращением количества дел. Не бойтесь этого, это правильно. Также мы хотим ограничить количество рынков, которые мы анализируем по всей стране. Ограничить количество таких анализов, связанных с розничной торговлей. Когда мы полезли в розничную торговлю - мы отвлекли персонал от других важных задач. Очень прошу методический совет пересмотреть план методического совета и совета по анализу рынков в сторону облегчения работы наших территориальных управлений по общему анализу рынков.

Мы готовили вместе с МВД новый приказ на смену приказу 2005 года. Мы это сделаем в пределах ближайших двух месяцев, и закрепим важные этапы работы. Во-первых, по 178ст. УК, о чем я уже говорил. Во-вторых, в рамках общего взаимодействия, начиная с совместных контрольных мероприятиях хозяйствующих субъектов, участие в судах, расследование, и прежде всего в отношении картельных сговоров. Там есть целый план работы, пока не буду дальше говорить.

Хочу обратить ваше внимание на следующее. Мы с вами часто не замечаем, какого масштаба мероприятия планируются и будут реализованы. 10 мая 2010 состоится 42 Всемирный рекламный конгресс в Москве. В нем примут участие более 1000 гостей. Мы по решению Правительства вместе с Мэрией Москвы являемся ответственным органом за проведение этого мероприятия. Главное в том, что приезжают все ведущие СМИ мира, и все они будут вести трансляцию не только по Конгрессу, но и по сопутствующим мероприятиям на весь мир. И показать Москву и нашу страну всему миру - у нас не так часто возникает такая возможность. Наши коллеги этим занимаются. 10 мая - не случайное время, это произойдет сразу после 9 мая, после 66-летия великой победы. И все вещание из Москвы будет посвящено этому. Это очень важное мероприятие, которое мы должны провести.

Вместе с тем наша следующая Коллегия, которая пройдет в Суздале, также превращается в международное мероприятие. Наши коллеги из Межгосударственного совета по антимонопольной политике составят нам компанию. Хотели составить нам компанию коллегии из США, Венгрии, Австрии, Румынии, Европейской комиссии. Надеюсь, она пройдет под председательством Игоря Шувалова, который является нашим куратором в Правительстве, и в присутствии большого количества международных наблюдателей. Думаю, нам ничего не мешает это сделать, если коллеги из Правительства не будут возражать, то мы можем каждый год такую Коллегию проводить.

По методическому обеспечению мы вчера много говорили, не буду сейчас подробно касаться этой темы. Мне кажется, что роль методического совета в 2010 году должна возрасти.

И еще про одну вещь, про сайт torgi.gov.ru - один из наших крупных наших проектов, который сейчас находится на стадии реализации. Когда мы добивались, чтобы был принят 94 закон и все оферты появлялись в интернете и были доступны любому предпринимателю и гражданину России, чтобы система была прозрачная, чтобы работали электронные торги, коррупционный потенциал снижался - мы смогли это сделать только на одном участке - в сфере гос закупок. Но российское государство продает и закупает огромное количество ресурсов, этим занимают федеральные, региональные и местные органы власти: это земля, конфискат, водные ресурсы, рыбные квоты, мясные квоты - много чего. Наш с вами эксперимент, который был начат 1 ноября 2005 года, когда земельные участки, которые подлежали распределению под жилищное строительство, стали продаваться на аукционах, принесли в бюджеты более 100 млрд. руб. по самым скромным оценкам. Это только участки для строительства жилья, без промышленного строительства и так далее. Мы убедили Комиссию по административной реформе в необходимости создания сайта torgi.gov.ru. Хочу вам сказать, что уже в этом месяце начнется вводная эксплуатация сайта. На этом сайте будут размещаться все установленные законом торги на продажу, причем не только имущества, но даже прав на аренду по статье 17.1 нашего закона. Это означает, что любое помещение, которое будет сдаваться в аренду, все оферты будут размещаться там. Этот сайт оснащен поисковой системой. Управлять им будет ФАС. На первой стадии там будут только торги на аренду, но через несколько месяцев - на торговлю лесом (лесной кодекс предусматривает единственную форму продажи -аукцион); тоже самое касается водных объектов, биоресурсов; и так далее. Поправки по конфискату находятся в Государственной Думе. Этот сайт, поисковая система по продажам (в идеале) любого гос имущества - там предприниматели смогут найти абсолютно все о том, что государство продает. Они смогут участвовать в торгах. Значит, конкуренция будет повышаться. Это - мощнейшая антикоррупционная программа. Итак, 1 часть - сам сайт, который обеспечит прозрачность; вторая часть - это архиватор системы. Это значит, что 20 лет будет храниться запись о ходе аукциона, как оферты выставлялись, кем - для контрольных органов не будет большой проблемы выявить те нарушения, которые были совершены. Правительство может действовать следующим образом: выявить электронные площадки, где будут проводиться торги по лесу, по воде… по чему угодно. Мы хотели таким образом сделать аналитическую систему. Есть 94 закон с электронными системами, электронными площадками и фиксациями на сайте, который запускается 1 января 2011 года - это сайт zakupki.ru. Все продажи нужно проводить через прозрачные электронные системы, где это возможно. Могу сказать, что если первая система оценивается примерно в триллион рублей экономии в год, то и вторая система, если она заработает через два-три года, будет приносить примерно триллион рублей в бюджет. Здесь понадобится много сил, чтобы реализовать эту систему по многим понятным вам соображениям. Тот путь, которые мы проходили по 94 Закону, представляется здесь еще более тернистым. Но двигаться в этом направлении надо.

Дорогие друзья! В завершении своего доклада хочу поблагодарить за терпение, с которым вы меня слушали. И сказать буквально следующее. Нам с вами удалось стать службой, которая сегодня действительно приносит пользу государству, и можно говорить даже, что в некоторых случаях нам удалось стать макроэкономическим регулятором.

Мы с вами абсолютно точно являемся главным защитником свободного предпринимательства в нашей стране, и имеем обширную правоприменительную практику. То, что нас сегодня в отличие от многих крупных органов всего лишь 3000 на большую страну только подчеркивает ответственность каждого из нас. Вместе с тем за эти 4-5 лет мы справились в основном с теми задачами реформирования, которые мы перед собой ставили. Мы смогли вместе с коллегами из Правительства создать современное антимонопольное законодательство. Мы являемся признанным правоприменителями в стране. Однако мы имеем еще очень много недостатков: и в борьбе с картелями, и в административном производстве, и в дисциплине иногда, и в том, что существует большая дифференциация между региональными структурами. И у нас еще очень много задач, связанных с теми проектами, которые мы делали, для того чтобы действенно выполнять функции антимонопольного органа и в борьбе за конкуренцию не проиграть, а победить. Показатели 2009 года удовлетворительны. Хочу искренне и сердечно поблагодарить вас за подвижнический труд, который при тех зарплатах, которыми мы сегодня обладаем, им, на мой взгляд, и является. Мы не должны, конечно, останавливаться, надо и дальше идти по этому пути, в том числе через поправки, через проекты, о которых было сказано. Конечно, у нас есть и противники, которых немало, и искренние друзья, которые находятся в этом зале. Но самое главное - официально и Правительство, и Президент, безусловно, поддерживали нас все эти годы, и без этой поддержки мы не смогли бы продвинуться вперед. Думаю, что эта реальность позволяет нам рассчитывать на лучшее и в будущем.

Еще раз вам большое спасибо.