Предоставление государственных и муниципальных услуг под прицелом антимонопольного ведомства

Качественное и своевременное получение гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных услуг является одной из проблемных сфер взаимоотношения общества и государства. Перевод помещения из нежилого в жилое, решение земельных вопросов и вопросов получения субсидий, представление документов для постановки на учет в дошкольное учреждение – эти и многие другие жизненные потребности приходится решать подчас затратив на это не мало сил и времени, обойдя не один кабинет для получения дополнительных справок, выписок и т.п.

30 июля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон о государственных и муниципальных услугах»), который закрепил ряд важных норм, обеспечивающих права граждан и юридических лиц при получении государственных услуг.

Так законодатель установил исчерпывающий перечень органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги. Предоставлять государственные услуги могут только:

-федеральные органы исполнительной власти;

- органы государственных внебюджетных фондов;

-исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

- органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Предоставлять муниципальные услуги могут только органы местного самоуправления.

С 1 февраля 2011 года не допускается взимание платы за предоставление государственной (муниципальной) услуги, если такая плата не предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (государственная пошлина), а также, если такая плата не предусмотрена федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

При этом Закон запрещает с 01 августа 2011 года государственным органам и органам местного самоуправления предъявлять требования о предоставлении документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги.

Для случаев, когда предоставление услуг связано с необходимостью (обязанностью) заявителя обратиться в другие организации за дополнительными услугами, Закон о государственных и муниципальных услугах вводит понятие «услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных (муниципальных) услуг. Перечень подобных услуг утверждается как на федеральном, так и на местном уровнях. Необходимо отметить, что в случаях, предусмотренных соответствующими нормативными актами, данные услуги оказываются за счет заявителя.

Вопрос оказания услуг государственными органами и органами местного самоуправления является актуальным в свете требований Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации об исключении коррупционной составляющей в действиях чиновников. Закон о государственных и муниципальных услугах направлен на упрощение процедуры оказания услуг, их прозрачность и доступность.

Контроль за действиями и актами органов государственной власти и органов местного самоуправления при реализации положений Закона о государственных и муниципальных услугах возложен на Федеральную антимонопольную службу и ее территориальные органы на местах. Предъявление необоснованных требований при оказании услуг, в том числе о дополнительных согласованиях, взимание платы за услуги, которые по закону должны предоставляться на бесплатной основе и т.п. будет являться поводом для принятия мер антимонопольного реагирования в соответствии с Законом о защите конкуренции и привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.