Без возврата

Минтранс пошел навстречу авиакомпаниям и готов узаконить продажу невозвратных авиабилетов российскими перевозчиками

Как сообщил вчера заместитель министра транспорта Валерий Окулов на транспортном форуме «Ведомостей», Минтранс сформулировал поправки в Воздушный кодекс, касающиеся правил возврата авиабилетов: получить обратно деньги можно будет только при возврате билета не менее чем за пять дней до даты полета, а дешевый билет будет и вовсе невозвратным. Сейчас в статье 108 Воздушного кодекса сказано, что пассажир имеет право отказаться от полета, предупредив об этом авиакомпанию не позднее чем за 24 часа до полета, и получить стоимость билета независимо от тарифа; если же отказ происходит позднее, то пассажир получает сумму с удержанием сбора (его размер не должен превышать 25% стоимости билета). На иностранных авиаперевозчиков эта норма не распространяется: невозможно вернуть дешевые билеты в Lufthansa, British Airways и др.
Российские требования по возврату билетов бьют по карману пассажиров, потому что авиакомпании из-за этого не устанавливают низкие цены, указывает гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов. Возврат билетов приобрел массовый характер и приводит к довольно большой потере выручки «Аэрофлота», жалуется заместитель гендиректора «Аэрофлота» Шамиль Курмашов. Он описывает стандартную ситуацию, когда человек едет в аэропорт, опаздывает, звонит в call-центр и сдает билет. «Мы стоим в неравных условиях с низкобюджетными авиакомпаниями других стран, у которых есть невозвратные билеты», - добавил гендиректор российского лоукостера «Авианова» Владимир Горбунов. По его мнению, человек, покупая билет за 250 руб. плюс сборы, должен взвешивать риски, а именно - невозможность вернуть билет. Сейчас же происходит манипуляция: человек покупает 30-40 билетов, а затем сдает их, выбрав наиболее выгодный, жалуется гендиректор. «Авианове» даже пришлось к одному сотруднику, который занимался возвратом билетов, добавить еще троих, посетовал Горбунов.
Российские компании ранее пытались вводить невозвратные билеты, копируя иностранных коллег и ища лазейки в том же Воздушном кодексе. Например, возврат билетов может быть не произведен в том случае, если цена, которую заплатил пассажир, меньше или равна 25% от нормального тарифа экономического класса, объяснял ранее менеджер одной из авиакомпаний. Летом 2009 г. этой полузаконной практикой возмущался руководитель ФАС Игорь Артемьев: «Железнодорожные билеты можно сдавать, билеты в театр можно, а тут нельзя. Почему нельзя?» Он был недоволен именно тем, что не соблюдается закон, пояснил вчера директор департамента ФАС Дмитрий Рутенберг. «Невозвратные билеты имеют право на существование, - отметил он. - Важно определить их критерии».