Почтальонов научат хорошим манерам

Правовой статус почты в скором времени будет если не изменён, то модернизирован. Соответствующий закон готовит Министерство связи и массовых коммуникаций РФ.

Однако в обычный, казалось бы, законодательный процесс и обсуждение готовящегося документа активно вмешалась Федеральная антимонопольная служба. В противоречиях между ведомствами попытались разобраться участники "круглого стола", который состоялся в Совете Федерации по инициативе Комиссии по естественным монополиям и был посвящён доступности почтовых услуг.

Как рассказал замминистра связи и массовых коммуникаций Наум Мардер, услуги общедоступной почтовой связи оказывают государственная "Почта России" и свыше 270 негосударственных предприятий почтовой связи, причём за последние годы их число удвоилось. Выручка "Почты России" составила в 2010 году 45 миллиардов рублей (86%), ещё семь миллиардов рублей (14%) пришлось на остальных игроков рынка. Однако почта сегодня - это не только письма и посылки. Важным направлением работы и источником дохода являются доставка на дом пенсий и социальных пособий, экспресс-доставка отправлений, оказание финансовых услуг, распространение газет и журналов.

Что касается писем и прочей корреспонденции, то именно эта часть работы является убыточной, хотя почта доставляет около 97 процентов корреспонденции по стране. Потери при этом составляют 2, 6 миллиарда рублей. "Этот сектор, - сказал Наум Мардер, - придётся дотировать государству, чтобы оставить его общедоступным для всех граждан". Для облегчения поддержки этого направления работы замминистра предложил отделить универсальные услуги почты от остальных. Прочие направления деятельности он готов отдать на откуп рынку, создав конкуренцию между "Почтой России" и негосударственными предприятиями почтовой связи.

Иной взгляд на развитие отечественного почтового рынка у Федеральной антимонопольной службы. По мнению начальника управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрия Рутенберга, необходимы дальнейшая либерализация рынка и развитие конкуренции, в том числе и в сфере универсального обслуживания. Необходимо предоставить возможность оказания услуг операторам почтовой связи, которые отвечают определённым требованиям. Есть претензии у ФАС и к оказанию банковских услуг, в том числе и "Почтой России". По мнению Дмитрия Рутенберга, клиенты федерального почтового оператора не защищены нормами банковского законодательства. Например, на них не распространяется система страхования вкладов, они не получают полную информацию о стоимости кредитов (займов). Всё это должно быть отражено в готовящемся законе, уверен представитель ФАС.

Однако работа почты изменится ещё до принятия профильного закона, заверил заместитель генерального директора ФГУП "Почта России" Игорь Мандрыкин. По его словам, в компании будет создано специальное отделение, которое станет организовывать и проводить тренинги повышения качества обслуживания. Он признал, что поведение сотрудников столичных отделений "Почты России" вызывает большое количество нареканий. Поэтому московские отделения связи в скором времени ждёт массовая ротация кадров. Она коснётся не только рядовых почтальонов, но и руководства.